Ученые: жизнь нужно искать на спутниках экзопланет

Начиная с 1995 года, учеными были обнаружены более 1000 экзопланет, однако лишь немногие из них могут претендовать на звание обитаемых. Основным критерием к возможности наличия жизни является оптимальная удаленность планеты от звезды, что может обеспечивать появление на ней воды в жидком виде.

Ученые из Эдинбургского университета, проанализировав данные, полученные от телескопа Кеплер, пришли к выводу, что экзопланеты, находящиеся в так называемых обитаемых зонах, могут иметь спутники, на которых также следует искать признаки воды, и, как следствие, жизни.

На сегодняшний день наиболее пригодной для жизни планетой признана недавно обнаруженная Кеплер 186F, расположенная в созвездии Лебедь на расстоянии в 500 световых лет от Земли. Она обращается вокруг своей звезды — коричневого карлика за 130 дней. Однако нахождение в обитаемой зоне еще не дает гарантии того, что на ее поверхности существуют водоемы.

До последнего времени ученым удавалось обнаруживать в большинстве своем массивные планеты, в несколько раз превышающие размеры Земли. Это не удивительно, так как крупные небесные тела найти гораздо легче. Исследователи подчеркивают, что на планетах размером, к примеру, с Юпитер, вряд ли будет присутствовать вода. Однако, она может иметь место на спутниках, вращающихся вокруг такой экзопланеты.

Ученые проводят аналогии с Солнечной системой. Так, планета Юпитер имеет несколько спутников, среди которых Европа, которая, возможно, имеет в воду в жидком виде. Также приводится в пример безжизненная планета Сатурн со своим спутником Энцелад, обладающим океаном под огромным слоем люда. При этом исследователи отмечают, что о существовании экзолуны, схожей с Землей, вряд ли приходиться говорить.

Проведя множество исследований и проанализировав все известные данные об экзопланетах, Дункан Форган и Верджилия Йотов из Университета Эдинбурга пришли к выводу, что при ряде благоприятных условий на экзолунах может присутствовать вода. По их мнению, основными условиями для этого служат оптимальное удаление планеты от звезды и оптимальное расстояние экзолуны от планеты, вокруг которой она вращается.

Ученые выделили три вида экзолун - «жилые», «горячие» и «снежные». К первому виду относятся спутники, на которых температура оптимальна для наличия жидкой воды. Ко второй группе отнесли экзолуны со средней температурой выше 100 градусов Целься. В третью группу входят спутники с температурой ниже нуля градусов. Ученые планируют проводить дальнейшие исследования, которые подтвердят или опровергнут их теорию.

Безусловно, вопросом времени является обнаружение у экозпланет спутников. А пока телескопам не удалось зафиксировать ни одну экзолуну. Исследование Дункана Форгана и Верджилии Йотов было опубликовано в журнале Monthly Notices Королевского астрономического общества.