Астрономы открыли три пригодных для жизни планеты

Artist’s impression of the ultracool dwarf star TRAPPIST-1 froЕвропейские астрономы обнаружили три потенциально пригодные для жизни планеты. Они вращаются вокруг тусклой, холодной звезды размером немногим больше Юпитера под названием TRAPPIST-1. Эта звезда находится в созвездии Водолея, в 40 световых годах от Земли. Название связано с тем, что обнаружить её удалось при помощи телескопа TRAPPIST, расположенного в обсерватории Ла Силла, Чили.

Звёзды типа TRAPPIST-1 называют ультрахолодными карликами. Она в 2000 раз менее яркая, чем Солнце и её масса составляет около одной двенадцатой массы земного светила. Учёные смогли увидеть три планеты на её орбите благодаря тому, что они с равными интервалами перекрывали свет тусклой звезды. Исследователи отмечают, что это первый раз, когда целых три экзопланеты были обнаружены в системе звезды такого типа.

Все три планеты примерно на 10 процентов больше в диаметре, чем Земля и вращаются очень близко от своей звезды. Поэтому, скорее всего, две из них всегда расположены к своему светилу одной стороной, как Луна по отношению к нашей планете. То есть на одной стороне всегда царит жаркий день, а на другой — холодная ночь. Однако учёные считают, что границы между этими зонами вполне может хватить для зарождения и развития жизни. И только одна из планет расположена в той области системы, которую называют «зоной жизни», то есть вода на её поверхности может существовать в виде жидкости. Массы этих миров пока неизвестны, но предполагают, что они представляют собой скалистые, покрытые льдом планеты, наподобие спутников Юпитера, и могут быть богаты таким металлом, как ртуть.

Прежде при поиске экзопланет исследователи ориентировались на изучение систем звёзд, похожих на Солнце. Однако испускаемый ими свет может помешать увидеть ключевые особенности планет, а холодные карликовые звёзды типа TRAPPIST-1, испускающие преимущественно достаточно слабое инфракрасное излучение, не повредят наблюдению за деталями. Учёные рассчитывают в ближайшие годы установить наличие следов воды, углекислого или озона в атмосферах всех трёх планет при помощи «Хаббла» и строящегося космического телескопа Джеймса Уэбба.