Генри Форд. История одной мечты

Генри Форд. История одной мечты

Легендарный бизнесмен, навеки вошедший в историю как «отец» автомобильной промышленности, не имел блестящего образования, но обладал целеустремленностью и живым умом. Его успех может стать примером того, как острое желание достичь своей цели может свернуть горы.

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в одной из ферм неподалеку от Дирборна, штат Мичиган. Семья будущего промышленника была сравнительно зажиточной, однако, как позднее говорил сам Форд, «в хозяйстве было слишком много труда по сравнению с результатами». Никакого интереса к делам, которые нужно было совершать каждый день на ферме, у него не было. Мальчик терпеть не мог курей, коров и другую живность. Все поручения отца выполнял с большой неохотой, чем вызывал гнев родителей и слыл лентяем и неженкой.

Когда Генри исполнилось 12 лет, отец подарил ему карманные часы. Будучи любознательным ребенком, он открыл заднюю крышку часов и увидел незабываемый механизм, состоящий из винтиков, миниатюрных колесиков, рычажков. Мальчик быстро понял принцип работы этого механизма, научился ремонтировать часы и даже подрабатывал, ремонтируя хронометры в соседних фермах. Еще одним потрясением для юного Форда стала встреча с локомобилем. Он вместе со своим отцом возвращался из города на телеге, когда мимо них быстро промчалась самоходная машина, окутанная паром.

Генри Форд. История одной мечты

Именно с этого момента Генри Форд пытается сконструировать самодвижущийся механизм. Родители молодого человека не одобряли увлечений сына. В 15 лет молодой человек покинул дом и отправился в Детройт в поисках интересной работы. Когда в 17-летнем возрасте Генри поступил в механическую мастерскую, родители стали считать его «погибшим человеком». В это время будущий миллиардер работал на вагонном и судостроительном заводах.

Однако спустя четыре года его отец в надежде вернуть Генри к фермерскому делу, пообещал предоставить ему 40 акров земли с условием, что тот забудет о механике. Молодой Форд соглашается на предложение, зная заранее, что обещание не будет сдержано. Именно тогда Генри Форд понял, что если хочешь стать настоящим королем – будь готов солгать. Вскоре молодой человек женился на дочери фермера Кларе Брайант. На своей земле он построил уютный дом, куда привел молодую жену, ставшую его спутницей и соратницей на долгие годы.

Генри Форд. История одной мечты

Уже много лет спустя Генри Форд скажет: «Моя жена верила в мой успех еще крепче, чем я. Такой она была всегда». Клара сумела создать Генри все условия для творчества, поддерживая его во всех начинаниях. На вопрос журналистов, заданный спустя десятилетия о том, готов ли он прожить еще одну жизнь, Форд ответил: «Если бы можно было вновь жениться на Кларе».

Мечты о создании автомобиля не покидали Генри Форда. И однажды его отец, Уильям Форд, прибыв в дом к сыну, обнаружил, что жилище молодых супругов оказалось покинутым. Генри и Клара неожиданно отправились в Детройт, где Форд-младший получил работу инженера в Детройтской электронной компании. В 1893 году у четы родился сын Эдсел. В этом же году в сарае около двухквартирного дома, где обитала семья, Генри Форд закончил конструирование своего первого экспериментального автомобиля. Машина, получившая название «Квадроцикл», передвигалась на четырех велосипедных шинах.

Генри Форд. История одной мечты

Тогда же Форд становится главным инженером Эдисоновской компании, которая специализируется на электроосвещение города Детройта. Спустя несколько лет Генри Форд получил должность главного инженера Детройтской автомобильной компании. Однако вскоре руководство обратило внимание, что молодой специалист тратит все свое время не на работу в офисе, а на создание «бензиновой тележки». Ему предложили остаться на должности главного инженера с условием покончить со своим увлечением.

После долгих колебаний, Форд принял решение уволиться, несмотря на то, что никаких сбережений у него не было, так как большая часть его дохода уходила на конструирование нового авто. После увольнения, Генри Форд приступил искать состоятельных компаньонов, или, как сказали бы сегодня – инвесторов. Так как денег у него не было, он позиционировал себя, как поставщика идей, однако идеи покупать никто не хотел. Форд считал, что «сами по себе идеи ценны, но всякая идея, в конце концов, только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически».

Лишь после того, как он прокатил на большой скорости на своей «бензиновой тележке» местного бизнесмена, он получил первые инвестиции. Компания под названием «Детройт Автомобайл Компани», которая была создана Фордом, просуществовала недолго. «На автомобили не было спроса, как не бывает его ни на один новый товар. Я покинул свой пост, решив больше никогда не занимать зависимого положения», — вспоминал Форд спустя годы. Опять начались поиски компаньонов и торговля новыми идеями. «Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!» - говорил Форд, не оставляя своей цели создать прибыльное производство автомобилей.

Целеустремленность, решительность и упорство – основные качества, необходимые для успеха, считал будущий король автомобилей: «Гораздо чаще люди сдаются, чем терпят поражение».
Лишь в 1903 годы была создана компания «Форд Мотор Компани (Ford Motor Company). Являясь самоучкой, он охотно принимал на работу таких же талантливых самородков. «Специалисты так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, они везде видят пределы и препятствия. Если бы я хотел уничтожить конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов», - говорил Форд.

За всю свою жизнь автомобильный король так и не научился читать инженерные чертежи, поэтому его подчиненные вырезали модели авто из дерева и отдавали ему на суд. В 1905 году обладатель основного пакета акций компании Александр Малколмсон продал свою долю Генри Форду, после чего тот стал держателем контрольного пакета ценных бумаг и президентом компании. Триумфом автопроизводителя стал выпуск на рынок модели «Т» - автомобиля, предназначенного не для представителей элиты, а для простых американцев. За весь период производства модели «Т» было реализовано более 15 миллионов автомобилей.

Генри Форд. История одной мечты

В 1914 году 10% вех выпускаемых в мире автомобилей приходится на «Форд Т». Такие масштабы потребовали от производителя унификации и стандартизации всех этапов производства, что привело к созданию «Террор машины» - системы управления, введенную Фордом на заводе. В ее основу легли четкая система контроля, конвейерное производство, непрерывность производственного процесса. Это позволило создать империю, работавшую в автоматическом режиме. Генри Форд является первым промышленником, установившем на своем предприятии 8-часовой рабочий день, 6-дневную рабочую неделю, минимальный размер оплаты труда. «Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей», - справедливо считал Генри Форд.

Генри Форд. История одной мечты

Полагая, что бумажная работа тормозит производственный процесс, Генри Форд отменил статистику. На его предприятии практически не велась бумажная работа и отсутствовала связь между отделами. К 1920 году из 10 проданных авто – 7 были выпущены «Форд Мотор Компани». Доходы выросли настолько, что Генри Форд выкупил остальные доли и стал полноправным владельцем своей компании. «Кто должен быть боссом?» — все равно, что спрашивать: «Кто должен быть тенором в этом квартете?» Конечно, тот, кто может петь тенором», — заявлял он. С этого периода он начинает выкупать многочисленные угольные шахты, рудники, заводы, создавая вокруг себя целую империю.

В 1922 году он выпустил книгу «Моя жизнь, мои достижения». Ко второй половине 20-х годов у «Форд Мотор Компани» появляется серьезный конкурент – «Дженерал Моторс» (General Motors). Покупатели пресытились однообразием моделей «Т». Форд предлагал «автомобиль любого цвета, если этот цвет – черный». Конкурент же делал свои авто разноцветными и предоставлял кредиты на их покупку. Продажи автомобилей «Форд» снизились настолько, что основателю концерна грозило разорение. Однако Генри Форд не сдался и в этот раз: «Размышления о будущем, желание сделать больше, приводят ум в такое состояние, когда кажется, что нет ничего невозможного», - считал промышленник.

В этот период он остановил производство, распустив большую часть работников, и с головой окунается в проектирование нового автомобиля. В 1927 году появляется «Форд-А», ставший впоследствии прототипом советской «Победы».

ford_model_a_

Новая машина отличалась своим внешним видом и высокими техническими характеристиками. Генри Форд в очередной раз преодолел трудности, выйдя из своего плачевного положения победителем. В 30-х годах его преемникам являлся сын Эдсел. Однако после его смерти в 1943 году Форд вновь возглавляет компанию. В 1947 году, в возрасте 83 лет Генри Форд умер в провинциальном городе Дирборн.

Генри Форд видел свою цель не в обогащении или создании огромного предприятия, а в том, чтобы улучшить быт людей. Для него, как впоследствии для многих, автомобиль стал не только средством передвижения, но и источником радостей. Сегодня марка «Форд» ассоциируется с надежностью, комфортом и высокими техническими характеристиками, которые символизируют автомобили, произведенные компанией, основанной целеустремленным мечтателем Генри Фордом.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Один комментарий на “Генри Форд. История одной мечты
  1. Pingback: День в истории: 16 июня | Интеллектуал(ка)

Обсуждение закрыто.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост