Причина торжества эксплуатирующих посредственностей

Будучи, в громадном большинстве случаев, завалены непосильным и притом не соответствующим нашим желаниям трудом, мы смотрим на него, как на нечто неприятное, подневольное, как на скучную и тяжкую обязанность.
Вследствие этого, мы радуемся возможности отдыха и стремимся как можно больше поставить свою жизнь в такие условия, при которых могли бы обходиться без труда, находиться в состоянии покоя.
Желание «урвать» как можно более часов свободного времени, лень, вечное стремление к отдыху и различного рода развлечениям делаются преобладающим направлением человека, поставленного в условия подневольного труда.
Отсюда возникает ложное понятие о труде, как о какой-то неприятной обязанности.
Совершенно иную картину представляет собой жизнь человека, преданного любимому им делу.
В этом случае он трудится с наслаждением и в своем труде видит всю прелесть и всю задачу своей жизни.
Лишение его возможности трудиться, предаваться своему любимому занятию – равносильно лишению всякого счастья в его жизни.
Так, в страшной бедности, забывая о себе, цирюльник Ричард Аркрайт (1), имея склонность к механике, посвящал почти все время составлению моделей машин и изобрел бумагопрядильную машину, которая, по выражению Лассаля, заключала в себе полный переворот в общественных отношениях.
Не духу наживы обязаны мы изобретением этой машины.
Аркрайт, занимаясь достаточно выгодно торговлею волос и, живя безбедно, бросил все и, сделался чуть ли не нищим работая над своими моделями.

Ричард Аркрайт

Ричард Аркрайт

Не дух корыстолюбия руководил великим Стефенсоном (2) при проведении первой железной дороги с паровозами от Дармонгтона до Стоктона. Честный рудокоп готов был несколько раз поплатиться жизнью для проведения в исполнение своего изобретения и впоследствии отказался от места в парламенте и от звания баронета.
Стефенсон не был корыстолюбив и никогда не принимал участия в спекуляциях по проведению железных дорог. Человек добрый и честный, он заслужил любовь и уважение всех знавших его. Последние годы жизни он провел в мирных сельских занятиях и делании добра окружающим.
Миссионеры Кэрри, Уард и Маршмен, трудами которых была воздвигнута в Серампуре великолепная гимназия, основано 16 прекрасных местечек, переведена БИБЛИЯ на 16 языков и положены начала благодетельной нравственной реформе в британской Индии, были далеки в своих прекрасных стремлениях от духа наживы.
Жизнь Авраама Линкольна, этого высоко добродетельного человека, начавшего свое жизненное поприще дровосеком, учившегося писать полуобугленной деревянной палочкой, представляет собой также замечательный пример бескорыстного служения человечеству.

Подлинник паровоза Ракета в музее науки в Лондоне

Подлинник паровоза Ракета в музее науки в Лондоне

Дровосек, торговец, капитан роты волонтеров, землемер, адвокат, член законодательного собрания штата Иллинойс, депутат Вашингтонского Конгресса, президент Соединенных Штатов Северной Америки и освободитель негров, Авраам Линкольн был всегда велик в своих стремлениях и дух наживы никогда не смущал его честную душу.
Истинные светочи науки, истинные представители и поборники идеи человечества, - никогда не работают ради материального вознаграждения и если прибегают к нему, то только потому, чтобы не умереть с голоду, только потому, что ЭКСПЛУАТИРУЮЩАЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ сделала вознаграждение пружиной социальной жизни, каким-то регулятором правовых отношений между людьми.
По всему пространству земного шара ХРИСТИАНСТВО было распространяемо людьми из самого бедного класса общества. Подвергаясь СТРАШНЫМ МУЧЕНИЯМ, раздетые и голодные, не останавливаясь даже перед МУЧЕНИЯМИ И СМЕРТЬЮ – эти люди проповедовали идеи добра и любви к ближнему, идеи провозглашенные ХРИСТОМ.
Нигде и никогда из пышных палат не прорывалась на БОЖИЙ СВЕТ ни одна эмансипирующая идея, ни одна ратующая за СВОБОДУ мысль, никакое открытие определяющее мировые судьбы, никакой принцип к облегчению человеческого жребия, ни одна искра доброго гения.
Припомним, что СОКРАТ на 72 году жизни был обвинен учеными афинянами в ереси и развращении юношества и был принужден выпить яд.
ВЕЗАЛИЙ (3) поплатился жизнью за то, что положил основание анатомии, попробовав изучать трупы.

Андреас Везалий

Андреас Везалий

ЖИЗНЕННОЕ ЗНАНИЕ, говорил Спенсер, благодаря которому мы достигли настоящей степени национального развития и которое теперь служит основанием всего нашего существования, это ЗНАНИЕ приобретено в ТЕМНЫХ УГЛАХ И ЗАКОУЛКАХ, тогда как присяжные деятели обучения ПЕРЕЖОВЫВАЛИ почти одни только МЕРТВЫЕ ФОРМУЛЫ.
Сознание приносимой человечеству пользы, сознание общего счастья для ЧЕЛОВЕКА РАЗВИТОГО И НЕИСПОРЧЕННОГО есть, разумеется, самый чистый и высокий источник наслаждения.
Грубо заблуждаются те, кто допускает возможность прогресса в сфере труда только при условии вознаграждения за него.
Как движение и труд, так и ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, И ПРОГРЕССИВНОСТЬ ТРУДА, ЕСТЬ ЕСТЕСТВЕННОЕ И, БЕЗУСЛОВНО, НЕОБХОДИМОЕ СЛЕДСТВИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА.
И наоборот, все, что есть отвратительного, все отрицательное направление ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПРОГРЕССА, не только опирается на ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, но ДУХ НАЖИВЫ, единственный, написанный на их знамени.
Вся ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ представляет, по своему характеру, ни что иное, как беспрерывную борьбу за существование.

Везалий

Везалий

Я воюет против ТЫ,
МОЕ против ТВОЕ,
ЛИЧНОСТЬ против ЛИЧНОСТИ,
СЕМЬЯ борется с СЕМЬЕЙ,
Одна РАСА с другой,
НАЦИЯ с НАЦИЕЙ.
Вечная и неумолкаемая брань!
Назло всем ВЕДАМ, КОРАНАМ и другим СВЯЩЕННЫМ КНИГАМ.
Назло всем КОДЕКСАМ и МИРНЫМ ТРАКТАТАМ.
«Малая» война ЧАСТНЫХ ЛИЦ и «великая» война ЦЕРКВЕЙ и ГОСУДАРСТВ не прерываются ни одним часом РОЗДЫХА.
Если вам придется вращаться в общественной сфере и присмотреться к деятельности общественных учреждений, - то первое, что вас поражает, это какая-то халатность, беззастенчивость, БЕССОВЕСТНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ СУММАМИ, отсутствие всяких идеалов и игнорирование общественной пользы.
С течением времени вы замечаете, что НРАВСТВЕННАЯ РАСПУЩЕННОСТЬ засела так глубоко и так глубоко пустила свои корни, что ваши единичные усилия оказываются просто смешными перед этой ГРАНДИОЗНОЙ СИЛОЙ, что вы просто напросто присутствуете при первом акте всеобщей трагикомедии, именуемой «ГОРЕ ОТ ЧЕСТНОСТИ».
Стремление к обогащению до такой степени охватило всеми деятелями, что ПОНЯТИЕ О ДОБРОСОВЕСТНОМ ОТНОШЕНИИ К СВОМ ОБЯЗАННОСТЯМ совершенно уничтожается и делается окончательно непонятным.
Какую бы отрасль человеческой деятельности вы не взяли, - вы встречаетесь с одним и тем же явлением: ЖЕЛАНИЕ КАКИМ-ТО НИ БЫЛО ПУТЕМ ДОСТИГНУТЬ БОГАТСТВА, СДЕЛАЛОСЬ ОБЩИМ ДОСТОЯНИЕМ.
Общий уровень нравственных понятий понизился до такой степени, что самые ВОЗМУТИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ не встречают протеста и пред самыми ПРЕСТУПНЫМИ ДЕЯТЕЛЯМИ широко и гостеприимно раскрываются двери общества.
Переходя от одного человека к другому и действуя СИЛОЙ ЗАРАЗЫ, подобное направление делается общим достоянием, и уровень нравственности повсеместно понижается.
Экономический вопрос, как ЗАДАЧА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ должен быть уничтожен и человечество должно жить стремлением к ДУХОВНЫМ ИДЕАЛАМ.
Только тогда, не теряя ничего в этих излюбленных нами удобствах жизни, мы могли бы понять значение ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ и получить ту сумму СЧАСТЬЯ И НАСЛАЖДЕНИЯ, которой достоен человек, помимо ЖИВОТНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ, получивших, в настоящее время, в стремлении к НАЖИВЕ такое ГРАНДИОЗНОЕ РАЗВИТИЕ.

Примечания:

(1) Аркрайт Ричард, родился в Престоне 22 декабря 1732 года. Он был младшим из 13 детей в семье. Его отец, — портной Томас Аркрайт, — был главой союза ремесленников Престона (англ. Preston Guild burgess). Из-за недостатка средств мальчик не ходил в школу — читать и писать его научила двоюродная сестра.Трудовую жизнь Ричард начал учеником парикмахера в соседнем Киркхаме. В 1750 году он открыл собственную парикмахерскую и мастерскую париков в Болтоне. Здесь он сделал свое первое изобретение — водостойкую краску для париков. Успешная торговля краской дала первые средства для дальнейшей работы над прототипами прядильных машин. В 1769 году Аркрайт изобрёл прядильную машину «Waterframe» и зарегистрировал на неё патент. Два партнёра профинансировали сумму, необходимую для подачи заявки на патент и организовали промышленное применение прядильной машины. Было открыто крупное прядильное предприятие в Кромфорде, использовавшее как двигатели водяные колеса. С 1790 года он перестроил свои прядильные машины под паровые двигатели. Помимо прядильной машины Аркрайт изобрёл ещё несколько других революционных устройств и станков, повысивших эффективность текстильной продукции. Несмотря на патент, прядильная машина Аркрайта была скопирована немцем Иоганном Готфридом Брюгельманном, что положило начало промышленной революции на европейском материке. Слава Аркрайта была омрачена обвинениями в воровстве чужих изобретений. Целый ряд судебных процессов показал, что все запатентованные им машины не были в действительности изобретены им. Так, оказалось, что прядильную ватермашину изобрел часовщик Джон Кэй, кордную машину — Даниэль Борн, питающий прибор — Джон Лис. В 1785 году все патенты Аркрайта были аннулированы, но к этому времени он уже стал одним из самых богатых английских фабрикантов. Достижения Аркрайта получили широкое признание и позволили ему занять высокое положение в обществе. Ведь именно он внедрил свои разработки в промышленное производство, чем дал толчок промышленной революции в Европе. Он стал главным шерифом (англ. high sheriff) графства Дербишир и в 1786 году получил дворянство. Умер 3 августа 1792 года в Кромфорде. После его смерти осталось состояние в 500.000 фунтов стерлингов (по тем временам огромная сумма).
(2) Джордж Стефенсон, родился в Уилэме (англ. Wylam, графство Нортамберленд), в 15 километрах от Ньюкасл-апон-Тайн в семье шахтёра. С 8 лет работал по найму. Всё детство Стефенсона прошло у построенной в 1748 году от Уилэма до реки Тайн деревянной колейной дороги длиной несколько миль. Она использовалась для вывоза угля с шахты на вагонетках с конной тягой и фактически была прародительницей современных железных дорог.

Джордж Стефенсон

Джордж Стефенсон

В 18 лет научился читать и писать и путём упорного самообразования приобрёл специальность механика по паровым машинам. В 1802 году Стефенсон устроился на работу машинистом угольной шахты. В течение следующих десяти лет Джордж занимался изучением паровых двигателей. В 1812 году перестал заниматься только обслуживанием паровых машин и приступил к самостоятельному их проектированию. В возрасте 31 года его назначили главным механиком угольных копей. Здесь Стефенсон в 1815 году разработал рудничную лампу оригинальной конструкции, получившую название «лампа Джорди»; она была изобретена практически одновременно с «Лампой Дэви», предложенной английским учёным Хемфри Дэви и до сих пор не известно, какая из конструкций была первой. Чтобы облегчить вывоз угля на поверхность, он сначала построил паровую машину, которая с помощью каната тянула вагонетки. А в 1814 году Стефенсон спроектировал свой первый локомотив, предназначенный для буксировки вагонеток с углём для рудничной рельсовой дороги. Это был первый в мире удачный опыт постройки локомотива, использующего для создания тягового усилия силу трения между гладкими колёсами с ребордами и гладкими металлическими рельсам. Он мог вести состав общим весом до 30 тонн. Машина получила название «Блюхер» (нем Blücher) в честь прусского генерала Блюхера, прославившегося своей победой в битве при Ватерлоо. С этих пор строительство паровозов стало главным делом его жизни. В следующие пять лет Стефенсон построил ещё 16 машин. Опыты Стефенсона получили признание, и в 1820 году его привлекли к проектированию и строительству 13-километровой железнодорожной линии от угольной шахты Хэттон до Сандерленда. На ней использовалась комбинированная тяга: в одном направлении (вниз) состав двигался под действием сил гравитации, а обратно (наверх) затягивался с помощью парового локомотива.

Паровоз Блюхер

Паровоз Блюхер

Эта дорога стала первой, на которой удалось полностью отказаться от мускульной силы животных в пользу механической тяги. В 1821 году началось проектирование железной дороги Стоктон – Дарлингтон. Первоначальным проектом предусматривалось использование конной тяги для передвижения телег с углём по металлическим рельсам. После консультации со Стефенсоном директор компании согласился изменить планы и перейти на паровую тягу. В 1822 году Стефенсон приступил к работе. В 1823 году он основал в Ньюкасле первый в мире паровозостроительный завод, на котором уже в сентябре 1825 года был готов новый локомотив, получивший название «Эктив» (англ. Active), а впоследствии переименованный в «Локомоушн№1». Открытие линии состоялось 27 сентября 1825 года. «Локомоушн», управляемый самим Стефенсоном, провёл состав, нагруженный 80 тоннами угля и муки. 15 километров (9 миль) поезд преодолел примерно за два часа, показав среднюю скорость порядка 7,5 км/ч, но на некоторых участках он разгонялся до 39 км/ч (24 мили в час).

Паровоз Стефенсона

Паровоз Стефенсона

Помимо груза в составе поезда был открытый пассажирский вагон «Эксперимент» (англ. Experiment), в котором ехали члены приёмочной комиссии. Это был первый в мировой практике случай использования железной дороги с паровой тягой для перевозки пассажиров. Уже при строительстве этой дороги Стефенсон убедился в том, что малейшие подъёмы существенно снижают скорость движения локомотива, а на уклонах примитивные тормоза становятся неэффективны. Исходя из этих наблюдений, Стефенсон пришёл к выводу, что в будущем на новых железных дорогах следует избегать больших неровностей рельефа. Состоявшаяся 15 сентября 1830 года церемония открытия железной дороги Ливерпуль - Манчестер стала очень важным событием государственного масштаба. На ней присутствовали многие члены правительства, включая премьер-министра герцога Веллингтона. В 1847 году Стефенсон стал первым президентом Института инженеров-механиков (англ. Institution of Mechanical Engineers — IMechE).

Пассажирский вагон

Пассажирский вагон

К этому времени он практически отошёл от дел, курируя лишь строительство тоннелей железной дороги North Midland Railway и горную промышленность в Дербишире. Открыв неразработанные угольные пласты, Стефенсон вложил большую часть своих средств в их освоение.По проектам Стефенсона стали строиться паровозы и в других странах. Он принадлежал к тем счастливым изобретателям, кому довелось при жизни увидеть воплощёнными свои замыслы. Стефенсон умер 12 августа 1848 года в Тэптон-хаусе (англ. Tapton House) в Честерфилде (графство Дербишир).
(3) Андреас Везалий, родился 31 декабря 1514 года в Брюсселе. Учился медицине в Нидерландах (университет Левена) и во Франции (университеты Монпелье и Парижа), работал и преподавал преимущественно в Италии, будучи профессором университетов Падуи, Болоньи и Пизы одновременно. Одним из первых стал изучать человеческий организм с помощью проведения вскрытий. В 1543 году в Базеле издаёт свой главный труд «De corpore humani fabrica», в котором обобщил и систематизировал достижения в области анатомии. Текст книги сопровождался 250 рисунками художника Яна Стефана ван Калькара, постоянного иллюстратора книг Везалия. Противники Везалия, придерживавшиеся традиций средневековой схоластической медицины, добились изгнания учёного из Падуи за посягательство на авторитет Галена. Он стал придворным хирургом при испанском короле. Совершил паломничество в Иерусалим. Умер 15 октября 1564 года на обратном пути из Иерусалима, будучи выброшенным кораблекрушением на остров Закинф, принадлежавший Венецианской республике. Долгое время считалось, что за вскрытие трупов Везалий был приговорён к смерти испанской инквизицией, но, благодаря заступничеству испанского короля Филиппа II, смертную казнь заменили вышеупомянутым паломничеством. Современные историки считают этот рассказ выдумкой.

Статья подготовлена на основе книги: Ярмошкин В.В. Дух наживы. Экономическо-нравственный этюд (СПб, 1877.).

Александр Рашковский, краевед, 4 ноября 2015 года.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
,
Сайт размещается на хостинге Спринтхост