Художник Алексей Исупов в Туркестане. Что же происходило там на самом деле…

О том, как у нас пишут «научные труды»…

Собирая в информацию о полковнике Константине Порфирьевиче Кушакове, который был военным комендантом в городе Вятке до 1915 года и первым заведующим Ташкентской военной школы в 1918 году, я обнаружил в Интернете статью И.В. Кувалдиной «Среднеазиатский период жизни и творчества Алексея Исупова (1915-1921)».
Ради любопытства я прочитал эту статью и был поражён полным отсутствием у автора элементарных знаний по истории нашей страны даже в рамках общеобразовательной школы! Вот поэтому не мог не откликнуться на столь грандиозное научное сочинение! Я стал внимательно читать остальные статьи и выступления этого автора на эту же тему в журнале «Антикварное обозрение», автореферате диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; ссылки в Интернете на публикации в Википедии (http://ru.rfwiki.org.), художники русского зарубежья (http://www.artrz.ru.) и многие другие. И даже, подумать страшно - на сайте Министерства Культуры РФ - http://mkrf.ru.

Кушаков с супругой

Кушаков с супругой

Автор утверждает, что ей впервые в научный оборот введён ОБШИРНЫЙ БЛОК (!) (Выделено мной – А.Р.) документальных материалов (КАКИХ? - выделено мной А.Р.) - из отечественных архивов, связанный с пребыванием A.B. Исупова в Средней Азии (!) и впервые (!) выявлены, исследованы и систематизированы ВСЕ (Выделено мной – А.Р.) российские и зарубежные выставки, в которых принимал участие A.B. Исупов (автореферат диссертации http://cheloveknauka.com.). Какой обширный блок новых документов по Средней Азии, проявляющий свет на жизнь и творчество художника? Все, ли выставки? Или только те, которые были обозначены в справочнике «Художники народов СССР», Москва, 1970 года или взяты с итальянского сайта «Русские в Италии» - по выставкам в Италии? Неплохо - «впервые в научный оборот»! Новизна, с моей точки зрения - это когда об этом вообще толком не писали. Или Вы даёте всевозможные дополнения, или если они есть - исправление ранее допущенных ошибок (уточнение дат, названий) в статьях и т.д. других авторов, путём введения в оборот новых архивных материалов, а не просто перепечатывание одних и тех же неточностей (да ещё добавляя свои ошибки!) из старых публикаций и из интернета.
Примеров сколько угодно.
Исупов начал выставляться в галерее Лемерсье в 1909 году. Это Etude и Les Nuages - «Облака». А вовсе не в 1910 году. Информацию об этой выставке мне прислали из РГБ.
И таких выставок было много.
В 1950-х годах А.В.Исупов постоянно выставлялся в Италии - с Кирико и другими художниками и последняя, пока найденная мной, и я думаю это не окончательный список - это конец 1954 года с аргентинским художником итальянского происхождения - просто этого нет на сайте «Русские в Италии». Я намеренно не называю фамилий, дат, архивов, номеров фондов и так далее... Всё это есть. Уж очень хочу написать рецензию на эту диссертацию! Я не буду касаться искусствоведческой части статей, но исторической - обязательно!!!
Возьму только пока только 1916-1917 годы, рамки статьи не позволят большее и поверьте мне, пока что на слово - к 1918-1921 годам вопросов у меня на много больше.
Итак, по порядку...
Цитирую:
«Показано, что в 1915 году Исупов был призван в армию. Военную службу (1915-1917) он проходил в Симбирском стрелковом запасном полку, расквартированном в Ташкенте (автореферат диссертации http://cheloveknauka.com.).
Военную службу (1915-1917) он проходил в Симбирском стрелковом запасном полку в Туркестане в Ташкенте (http://ru.rfwiki.org.).
В 1915 году был мобилизован солдатом во 2-й стрелковый запасной полк и направлен в Среднюю Азию, в Ташкент (http://www.artrz.ru.).
В 1915 году Алексей Исупов был призван в армию. Военную службу художник проходил во Втором Симбирском стрелковом запасном полку, расквартированном в Ташкенте (журнал «Антикварное обозрение»).
В 1914 году художник был призван в армию, отправлен в запасной полк в Туркестан (http://mkrf.ru.).» и так далее.

Теперь «уважаемый автор» разберём все фразы досконально:
1) ЦИТАТА. Заглавие - «Среднеазиатский период жизни и творчества Алексея Исупова (1915-1921)»

ДОКУМЕНТЫ НА КОТОРЫЕ Я ОПИРАЮСЬ:
- 18 декабря 1915 года согласно телеграмме Штаба Московского военного округа от 7 октября 1915 года за №28780 и 1 ноября 1915 года за №32306 батальон выступил из города Брянска Орловской губернии на новое место квартирования. 31 декабря 1915 года прибыл в город Туркестан (Из дела командира полковника Н.Ф.Халецкого).
- «Шлю Вам привет из Туркестана... Из Брянска мы только на 13-14-е сутки приехали...» (Из письма А.В.Исупова А.М.Васнецову от 11.01.1916 года.).
ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ:
Поразителен сам заголовок, который дискредитирует сразу всю статью! Можно конечно, чисто формально, последние дни декабря 1915 года - назвать годом творчества А.В.Исупова в Средней Азии, но с научной-то точки зрения? Можно сослаться, конечно, на Алексея Владимировича, что он тоже пишет в письме приблизительные сроки, ...но ведь это всё-таки армия, есть точные документы и опираться надо на них. Да и не в отпуск Исупов ехал в Туркестан! Ведь это же не сочинение школьника, а АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ!!!

2) ЦИТАТА. «Военную службу (1915-1917) он проходил в Симбирском стрелковом запасном полку, расквартированном в Ташкенте».

ДОКУМЕНТЫ НА КОТОРЫЕ Я ОПИРАЮСЬ:
… 2 августа 1915 года согласно секретного предписания Командующего войсками Иркутского военного округа от 23 июня 1915 года за №129 и телеграммы Начальника военных сообщений Иркутского военного округа от 30 июля 1915 года за №3862 выступил из посёлка Песчанка Забайкальской области вместе с батальоном на новое место квартирования. 29 августа 1915 года прибыл в город Брянск Орловской губернии (Из дела командира полковника Н.Ф.Халецкого).
- «...Из Брянска мы только на 13-14-е сутки приехали...» (Из письма А.В. Исупова А.М.Васнецову от 11.01.1916 года.).
- «...Мой адрес: г. Туркестан 2-й Сибирский стрелковый запасной батальон, 6-я рота. С искренним почтением к Вам. А.В.Исупов.» (Из письма А.В.Исупова А.М.Васнецову от 20.02.1916 года.).
- «... У нас в батальоне не так приятно всё складывается, есть предполагаемые слухи, что нас отправят в Ташкент или же в Читу. В Ташкенте, конечно, было бы хорошо. Это не так далеко от Туркестана, но если поедем в Читу, так очень было бы нежелательно катить в такой далёкий край...» (Из письма А.В.Исупова А.М.Васнецову от 20.02.1916 года.).
- 4 марта 1916 года приказом по войскам Туркестанского военного округа за №141 полковник Н.Ф.Халецкий назначен начальником гарнизона города Туркестана.
- 16 апреля 1916 года согласно телеграммы Мобилизационного Отдела Главного Управления Генерального Штаба от 16 апреля 1916 года за №12700 (надпись Штаба Туркестанского военного Округа с/г №12458), батальон переформирован из 12-ти ротного состава в запасной полк 16-ти ротного состава.
- 13 июня 1916 года Высочайшим приказом полковник Н.Ф.Халецкий назначен командиром 2-го Сибирского стрелкового запасного полка.
ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ:
Здесь надо остановиться поподробнее!
1) Военную службу А.В.Исупов начинал в Брянске (сейчас собираю об этом документы - как из Москвы он был направлен в Брянск и т.д.). И только, вероятно, в начале сентября, по прибытии в Брянск в конце августа 2-го СИБИРСКОГО ЗАПАСНОГО БАТАЛЬОНА (Выделено мной - А.Р.), начинается его служба в этом подразделении.
2) До середины 1916 года Алексей Владимирович проходил службу в ГОРОДЕ ТУРКЕСТАНЕ (Выделено мной - А.Р.), Среднеазиатские владения Российской империи назывались Туркестанским краем или просто Туркестаном, но был ещё именно город Туркестан расположенный в 200-х километрах севернее Ташкента.
3) В Ташкенте вообще никогда не было 2-го СИМБИРСКОГО ЗАПАСНОГО ПОЛКА (Выделено мной - А.Р.). А был сначала 2-й Сибирский запасной батальон, который был переформирован в полк только 16 апреля 1916 года, а командиром этого полка Н.Ф.Халецкий был назначен ВЫСОЧАЙШИМ (Выделено мной - А.Р.) приказом только 13 июня 1916 года.
Можно конечно все списать на опечатку в статье и игру слов Симбирский - Сибирский, но опечатка полк или батальон, тем более, что сам А.В.Исупов, собственноручно, даёт адрес куда писать письма, в ДИССЕРТАЦИИ! (Выделено мной – А.Р.), на мой взгляд, это слишком!

Автор «научных статей» вообще не касается темы восстания летом 1916 года в Туркестане, где служил Исупов, в частности в Ташкенте, Самарканде, Джизаке, других городах. А, между тем, восстание было серьёзным - на его подавление снимались боевые части, которые отправлялись на фронт - оно было антирусским (под лозунгами священной войны - старались немецкие агенты) - русских вырезали семьями - тысячи погибших и русских и киргизов, и было вынесено сотни смертных приговоров военно-полевыми судами. Было введено военное положение в Туркестанском крае (Вы хоть почитайте, что такое военное положение - это в первую очередь ограничение на передвижение, почему об этом не писал Исупов - частью военного положения является ограничение информации, и это было сделано очень грамотно)!
Как Алексей Владимирович служил (мог ли в таких условиях бывать в Самарканде), какие писал произведения, об этом ни слова. Зато автор за уши притягивает в статье академика Бартольда и его отчёт, который он писал в 1922 году, когда Исупов уже был в Москве. О качестве реставрации памятников Самарканда и о Туркомстарисе много писали газеты и не только в Ташкенте, но и в Берлине, а об этом ничего. Ну не было всего этого, ни революций, ни восстаний и всё тут!.. Автор сразу же переходит к болезни художника и к демобилизации - цитирую «...К концу 1917 года резко ухудшилось состояние здоровья Исупова, и в декабре он получил освобождение от воинской службы» (журнал «Антикварное обозрение» и все сайты указанные выше).
Откуда эта фантастика взята - неизвестно? Нет известно - формально, только формально, Вы можете, предъявить справку! Смотрите - вот она - справка! А по сути, как научный работник, как Вы считаете? Ведь должна же быть ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛОГИКА! Скажите, пожалуйста, уважаемый автор «научной статьи» - а с костным туберкулёзом верхних конечностей в армию берут??? Сейчас в мирное время пробуют «откосить» от армии даже с прыщами, а тут... не то, что винтовку - кисть удержать бы! Ведь Вы ходите в поликлинику, наверное? Задайте вопрос об этом, даже не врачу - медсестре! А ведь жена Исупова работала в госпитале, да и врачи в Ташкенте были неплохие.
И, вроде бы, Вы, даёте ссылки на фонды, дела, документы... Или, может быть, у нас существуют альтернативные архивы или альтернативные документы, о которых я не знаю, а Вы ими пользуетесь?

ПРИВОЖУ СЛОВА САМОГО А.В.ИСУПОВА:
«...Я получил недавно письмо от Минченкова, он мне сообщает, что я как художник освобождён от службы с 1 июня месяца Петроградским С.Р.С.Д (Выделено мной - А.Р.). Но узнал это недели три тому назад, справился в штабе, а там до сих пор нет никакого распоряжения. Этому конечно, виноват сам Минченков. Он не дал знать своевременно в Петроградский штаб...» (Из письма А.В.Исупова А.М.Васнецову от 17.11.1917 года).
Позволю себе прокомментировать данную фразу.
А.В. Исупов мог быть несколько раз быть демобилизован до декабря 1917 года и «без жутких болезней»:
1) по распоряжению Петроградского СРСД (не по просьбе СРХ и в декабре месяце, уважаемый директор по научной работе, (СРХ - Союз Русских Художников и находился союз в Москве!!!) а столица была всё-таки в Петрограде и правительство было там же. А по постановлению Петроградского СРСД (СРСД - это Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и по этому декрету от службы освобождались не только художники - (Маяковский, например) - это так для информации; декреты читать и понимать надо). Ну, не узнал, летом 1917 года об этом, Алексей Владимирович, плохо было с порядком в стране...
2) В связи с рабочими и солдатскими выступлениями в Ташкенте летом 1917 года, А.Ф.Керенский, 19.09.1917 года назначил командующим Туркестанского военного округа генерала А.П. Коровиченко. Коровиченко добился приказа Военного министра о ДЕМОБИЛИЗАЦИИ (Выделено мной - А.Р.) наиболее революционно настроенных 1-го и 2-го Сибирских запасных стрелковых полков. Из 2-го полка было уволено 1.500 человек, а в 1-м полку осталось менее 450 солдат. Но большая часть уволенных, тем не менее, осталась в Ташкенте. Мог быть больной А.В.Исупов быть демобилизован? Да запросто!!! А потом..., а потом началось! В ночь с 27 на 28 октября по приказу Коровиченко юнкерами и казаками при поддержке броневиков был окружён Дом Советов. В эту же ночь были разоружены солдаты 2-го Сибирского полка. С утра 28 октября в городе начались вооружённые столкновения. 28.10-01.11.1917 года в городе Ташкенте шли бои. Октябрьский переворот или революция - как угодно!
«...Ещё до начала октябрьского восстания Турккомитет Временного правительства решил демобилизовать из 2-го сибирского полка революционно настроенных солдат. Они успели доехать лишь до Арыси. Когда им сообщили о событиях в Ташкенте, демобилизованные солдаты немедленно вернулись (все ли? - А.Р.). 30 октября они возвратились в Ташкент и вместе с другими демобилизованными солдатами - всего до 300 человек - присоединились к нам (только из 2-го Сибирского полка было демобилизовано 1.500 человек, из 1-го полка ещё больше (но ведь были и другие военные подразделения), к рабочим присоединилось до 300 человек - интересно, где были остальные? - А.Р.). В мастерских солдаты вместе с рабочими организовали три отряда, и повели наступление: 1-й отряд - по Госпитальной улице, 2-й по улице Шевченко и 3-й по Духовской. А 4-й отряд, состоявший из рабочих Бородинских мастерских и солдат военного продпункта, двинулся по Куйлюкскому шоссе и Сенявской улице в направлении кадетского военного училища...» Из воспоминаний участника событий И.Гусанова, рабочего Главных железнодорожных мастерских.
Вы думаете, солдат А.В. Исупов принимал в этом участие? Ошибаетесь!
Из того же письма А.В. Исупова А.М.Васнецову от 17.11.1917 года «...Сообщаем Вам, что мы остались живы и здоровы. У нас в Ташкенте началось тогда же, когда и в Москве. Продолжалась пять дней стрельба из разного рода оружия. Было что-то необыкновенное вспомнить даже жутко. Это был своего рода кошмар. Жена у меня работала в эти времена в госпитале, отдала свой долг как сестра (Жена А.В. Исупова, Тамара Николаевна приехала в Туркестан в конце января - начале февраля 1916 года - А.Р.). Это кончилось тем, что юнкера и казаки сдали крепость на пятые сутки и после этого всё притихло. Долгое время было жутко, но теперь как будто бы стало ничего. Много убито и много ранено, но, сколько всего, неизвестно. О Москве не знали до вчерашнего дня, что там творилось, но вчера из газеты «Русское слово» кое-что узнали. Оренбург занят казаками, там, как мы слышали, крови пролито не было. Думаю теперь побывать в Москве скоро и тогда можно кое с чем поделиться...». И нигде, ни в каком письме, ни слова о болезни...
Письмо написано 17 ноября, и Алексей Владимирович только думает побывать в Москве, он осведомлён о ситуации в Оренбурге. Вопрос когда, как и куда уехал с женой А.В. Исупов? Я как раз собираю об этом информацию.

Ташкент Сохранившийся дом постройки 1913 года на Невоструевской улице

Ташкент Сохранившийся дом постройки 1913 года на Невоструевской улице

Теперь вернёмся к реальным историческим событиям...
15 декабря прерывается единственное железнодорожное сообщение между Ташкентом и Москвой (то есть, у четы Исуповых было максимум 27 дней, чтобы собраться и успеть проскочить Оренбург). Что делать, если Гражданская война в России была войной железнодорожной... Да и климат тогда был несколько другой, и снегу было...
23.12.1917 года обозначилось наступление на Оренбург красных под командой П.А.Кобозева.
26.12.1917 года красные повели наступление на станцию Каргала, но были отбиты, хотя и обстреливали её из орудий, поставленных на железнодорожных платформах.
07.01.1918 года красные начали наступление вдоль железной дороги на Оренбург. В авангарде шёл бронепоезд и отряд моряков (между прочим прибывших из Вятки). Несмотря на снег, сильные морозы и ожесточённое сопротивление дутовцев наступление красногвардейских отрядов шло успешно. Почти все СТАНЦИИ (Выделено мной - А.Р.) пришлось брать с боем. Особенно ожесточённые сражения развернулись под Платовкой, у станции Переволоцкая, на 14-м разъезде, за станцию Сырт. Последний крупный бой разгорелся около станции Каргала, где белые разрушили железнодорожное полотно. Есть картины советских художников посвящённые этим событиям... Вы их не видели?
18.01.1918 года красные захватили Оренбург.
И только после этого с Ташкентом, до мая 1918 года (то есть февраль, март, апрель, до середины мая), устанавливается частичное железнодорожное сообщение (дутовцы нападали и на поезда и разбирали и взрывали железнодорожное полотно), которое было опять прервано в связи с мятежом чехословацкого корпуса.
Но это уже другая история и другая статья.
Я напишу еще о ней, но только не о том, как после лечения на курорте в Илецке в мае 1918 года А.В.Исупов поехал в Ташкент, а попытаюсь хотя бы приблизительно восстановить реальные исторические события, связанные с жизнью и творчеством Алексея Владимировича.

И еще. Вот перед вами фотография и портрет.

Кушаков Константин Порфирьевич

Кушаков

Кушаков

Халецкий Николай Фёдорович

1916 год. ПОРТРЕТ ПОЛКОВНИКА Н.Ф.ХАЛЕЦКОГО.

1916 год. ПОРТРЕТ ПОЛКОВНИКА Н.Ф.ХАЛЕЦКОГО.

Вас, ничего не настораживает? А меня очень и поэтому ищу фотографию этой картины Исупова с выставки... А, что настораживает, сейчас объясню...
Оба полковники, оба почти ровесники.
Кушаков родился 01.11.1865 года, Халецкий - 18.02.1862 года. К 1916 году Кушакову - 50 лет, Халецкому - 54. Оба участвовали в русско-японской войне, оба были ранены, оба награждены боевыми орденами Владимира, Анны, Станислава БОЕВЫМИ (Выделено мной - А.Р.), потому, что были ещё без мечей и бантов. А в офицерской среде это имело принципиальное значение - тыловик ты или нет.
Так вот, Кушаков, даже в домашней обстановке фотографируется в форме, потому что он офицер, боевой офицер и на фотографию будут смотреть другие, пускай даже близкие люди.
А боевой офицер Халецкий позирует в тюбетейке и туземном халате (хорошо, что не в трусах, и по статье автора - портретом Халецкий остался доволен) и на этого офицера, на выставке в Москве, будет смотреть вся страна! Понимаете, боевой офицер, а не продавец арбузов или чайханщик с Ташкентского базара!!! А ведь на дворе 1916 год, и офицер - командир полка!!! имеет понятие об офицерской чести. Мне один из этих полковников кажется странным! Лично интересно для себя ответить, и ответить правильно на один из трёх вопросов:
1. Это Исупов и Халецкий;
2. Это Исупов, но не Халецкий;
3. Это не Исупов и не Халецкий. А Вам, нет? Очевидно, что нет...
Да, в письме А.М Васнецову от 20.02.1916 года Алексей Владимирович пишет - «...На днях начал писать портрет полковника, по размеру очень большой и для меня дорого то, что я начал писать в хорошем настроении и думаю также хорошо закончить...». Но какого полковника? Халецкого ли? В халате ли? Неизвестно, пока неизвестно.
Мне лично понятно, почему Вы не допускаете меня в архив музея, даёте ЗАВЕДОМО ЛОЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, в нарушение федеральных законов, подписываетесь скромно исполнитель, а не заместитель директора по научной работе, подставляя тем самым директора - ведь подпись её под Вашим исполнением. Но все это гендерная революция в музее… и она меня не касается. Хотя есть повод (и Вы мне его дали) для следующей публикации. У меня есть ответ Мазур по поводу Рябово - её ответ в стиле не Ваше дело и чем на самом деле закончилось там - наполеоновские планы - грандиозные расходы - нанодоходы, да Вы, как заместитель директора, знаете же лучше меня. Посмотрите кинофильм или почитайте роман Каверина «Два капитана», Вы мне напоминаете Николая Антоновича Татаринова... И мне лично всё ясно давно, да уже и не только мне. Вас больше интересует карьерное место, а не наука - что ж, Ваше право... Я, Вам в начале лета написал частное, подчеркну частное, а не личное письмо, почитайте его ещё раз, до его публикации. Вы не понимаете архивного дела - бумаги имеют как входящий, так и исходящий номер, Вы не допускаете под различными предлогами в архив музея, а мне их присылают и будут присылать из других городов, в частности из Ташкента и Оренбурга.
Я немного подожду, и выйдет другая статья и в другом месте с вопросом уже о Вашей компетенции. К Вам лично у меня нет никаких вопросов, а вот к науке, которую Вы представляете в музее, есть.
Может быть, всё-таки займёмся не интригами, а наукой, подискутируем. Возможно, и я в чём-то ошибаюсь?
Могу предложить такую идею. В музее есть эскиз Георгия Победоносца, обозначенный как эскиз знамени полка с датировкой 1917 года. На мой взгляд, датировка верная, а вот с названием... Где солдат Исупов, пускай и художник, и где Геральдический Кабинет, утверждающий эскизы орденов, знамён, штандартов. Ведь это же начало XX века, а не XXI-го и это не эмблема к Олимпийским Играм - А ЗНАМЯ ПОЛКА!!! Вы, думаете сейчас по-другому? Ошибаетесь! Я что-то не слышал, чтобы кировским художникам давались подобные заказы, хотя войсковых частей много... А вот эскиз к «Военному займу» проводимому Временным правительством повсеместно и в войсках тоже и поддержанному большинством творческой интеллигенции, это вполне… Сравните сюжет с эскиза с плакатами выпущенными другими художниками этого времени - тот же Георгий, тот же дракон и та же женщина олицетворяющая Россию…
Мне много раз говорили, что подадут на меня в суд за клевету, оскорбление чести и достоинства и т.д. Поэтому хочу предложить желающим ещё раз посмотреть фильм «Берегись автомобиля». Там прокурор говорит: «...хочу сообщить суду, что против свидетеля Семицветова возбуждено...».

Автор выражает сердечную признательность архивистам и исследователям городов Ташкента, Оренбурга и Кирова за предоставленную информацию.
Фотографии взяты с сайта forum.patriotcenter.ru.


Александр Рашковский, краевед, 12 августа 2016 года

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
,
Сайт размещается на хостинге Спринтхост