История русских блинов

История русских блинов

Блины по праву считаются едва ли не самым древним из сохранившихся до наших дней блюд и одним из столпов русской кухни. Их история на Руси насчитывает более тысячи лет: известно, что уже в 9-11 веках в русских деревнях среди утвари встречались сковородки из глины с зубчатыми краями и выдавленным крестом, знаком солнца. Они были небольшого диаметра, около 20 см, и, как считается, использовались для приготовления масленичных блинов. Именно отсюда берёт начало наиболее широко известная версия о том, что блины олицетворяют собой солнце, а их массовое поедание на Масленицу символизирует победу весны над зимой, света над мраком и так далее.

Конечно же, русская Масленица немыслима без блинов. Однако, их ритуальное значение гораздо более древнее и связано непосредственно с культом предков, ставшего составным элементом масленичного обряда. Для русских блины были обязательной едой на похоронах, а также при поминовении умерших родственников. Поскольку предшествующая Масленице суббота отмечалась как родительская, в некоторых местностях именно в это время начинали печь блины. Первый из них могли положить «для родителей» на божницу, либо же отнести на кладбище и оставить на могиле. Более широкое распространение получил обычай относить блины на погост в качестве угощения в Прощёное воскресенье — последний день празднеств. В некоторых местах он продержался вплоть до начала 20 века. Также блины раздавали нищим, колядникам, первым встречным, как будто передавая вместе с ними на «тот свет». Со временем они утратили своё ритуальное значение, превратившись в любимое масленичное блюдо, став главным символом праздника.

Сама Масленица также претерпела изменения, сдвинувшись, прежде всего во времени. Изначально, в языческие времена, она праздновалась на протяжении двух недель — одну до и одну после - от дня весеннего равноденствия, в марте. В середине 19 века в записях, сделанных на территории Белоруссии, было зафиксировано празднование 24 марта «комоедицы» ( от komos — медведь) — праздника пробуждающегося медведя, зверя славянской богини Лады. Именно поэтому существует вариант трактовки известной пословицы «первый блин комАм» как отражения древнейшего ритуала умилостивления Медвежьего бога. Впрочем, празднование Масленицы в Белоруссии не происходило с таким размахом, как в России, и блины не были изначально характерным для неё блюдом.

Христианский Великий пост, начало которого выпадает то на февраль, то на март, сдвинул Масленицу с её исконного места в календаре. Поскольку на основной части русских земель в это время более актуальны всё-таки проводы, похороны зимы, нежели встреча весны, это и обусловило, вероятно, вхождение блинов как поминального блюда в состав празднества.

На Руси бытовало множество рецептов блинов, хотя технология их приготовления в основном всегда была одинакова. Тесто замешивалось опарным способом, то есть с применением дрожжей, за 5-6 часов до выпечки. Использование соды — явление достаточно позднее и для русской кухни нехарактерно. Варьировалось количество используемых ингредиентов: масла, воды или молока, яиц и особенно муки, которая могла быть не только пшеничной, но и ржаной, овсяной, гречневой или вовсе заменена манной или пшенной крупой. Некоторые утверждают, что истинно русскими могут считаться лишь блины из гречневой муки.
Настоящие блины готовились всегда на чёрных чугунных маленьких сковородах, предварительно специально прокалённых на огне с солью и протёртых чистой ветошью. Иногда это было несколько скреплённых вместе небольших сковородок. Их никогда не мыли водой и использовали только для приготовления блинов, которые к тому же не жарили, а запекали в печи.

Помимо разнообразия блинной основы, отличались способы их употребления. Блины могли есть с острыми или жирными добавками, обмакивая их в масло или сметану, заворачивать в них любую начинку, или же делали блины с припёком: рубленым луком, крутыми яйцами, грибами или фаршем, залитыми поверх тестом. Существовали также блинчатые пироги, когда несколько блинов, сложенных стопкой, перекладывались какой-либо начинкой, смазывались по бокам смесью муки, яиц и молока и слегка запекались в духовке.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
,
Сайт размещается на хостинге Спринтхост