Ученые нашли новый способ получения стволовых клеток

Handout image shows a mouse embryo formed with Stimulus-Triggered Acquisition of Pluripotency (STAP) cells

Новый эксперимент, проведенный японскими и американскими учеными, откроет новую эру в биологии. Исследователи нашли простой способ трансформации зрелых клеток в состояние, подобное эмбриональному, что позволит генерировать различные типы тканей. Исследование, описанное в журнале Nature, предлагает простой способ замены поврежденных тканей, и даже выращивание новых органов для пересадки больным людям.

При проведении экспериментов на мышах, ученым удалось создать плюрипотентные клетки, то есть клетки, трансформирующиеся в различные типы клеток. Если дальнейшие исследования покажут, что подобный метод работает на клетках человека, то открытие станет новым этапом в клеточной терапии, так как создание новых тканей можно будет осуществлять на основе материала самого пациента. Исследования проводились специалистами из Центра биологии RIKEN в Японии и Медицинской Гарвардской школы в США. Ученые взяли клетки кожи и крови мышей и поместили их в специально созданную среду, для поддержания их жизни. При этом исследователи подвергли материал «испытаниям», травмируя, подавая незначительное количество кислорода и помещая их в кислую среду, чтобы клетки находились в состоянии «на грани смерти».

Handout photo shows Stimulus-Triggered Acquisition of Pluripotency (STAP) cells

К примеру, одной их «стрессовых ситуаций» было помещение тканей в слабый раствор кислоты на 30 минут. Через несколько дней ученые обнаружили, что клетки не только не погибли, но и стали возвращаться в состояние, подобное состоянию стволовых эмбриональных клеток. Именно они и являются своеобразным стимулом для возникновения плюрипотентных клеток, которые могут трансформироваться в различные виды тканей. По словам Харуко Обоката из RIKEN, дальнейшие исследования покажут, применимы ли новые методы для клеток человека.

При положительных результатах исследований появятся новые способы борьбы с тяжелыми заболеваниями. Ранее развитие эмбриональной медицины являлось неоднозначным и вызывало многочисленные протесты в обществе, так как для поучения стволовых клеток требовалось разрушение человеческого эмбриона. Теперь же этот вид медицины может перейти на новый, более простой и гуманный этап.