Один из создателей ВГИК и ученик Ханжонкова в поселке Подосиновец Кировской области в годы войны

Неизвестный эпизод жизни выдающегося деятеля кино

Туркин Валентин Константинович родился 16 февраля 1887 года в городе Новочеркасске в семье врача.
В 1912 году окончил юридический факультет Московского университета, но юристом не работал, а стал литератором.
В дальнейшем работал в системе Комитета по кинематографии при СНК СССР и Комитета по делам высшей школы при СНК СССР. Профессор.
С декабря 1942 года работал в редакции районной газеты поселка Подосиновец Кировской области.
(ГАСПИКО, ф. Р-6877, оп.1, д.8, л.28-29).

Афиша фильма Закройщик из Торжка

Афиша фильма Закройщик из Торжка

Туркин рано потерял отца. Мать вырастила сына и дочь, зарабатывая уроками музыки. В 1903 году 16-летнего Валентина арестовывают по доносу об антиправительственной агитации в деревне. Хлопотами матери Туркина отпускают на свободу. Он переводится в 3-ю московскую гимназию. Живет самостоятельно, зарабатывает уроками. В 1905 году оканчивает гимназию отличником и поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В Петербурге живет у дяди, Николая Васильевича, который печатает первые стихи племянника в своём журнале «Природа и охота». В 1910 году умирает мать Туркина. Валентин переходит в Московский университет и оканчивает его в 1912 г. в звании помощника присяжного поверенного, но, не сумев устроиться по специальности, зарабатывает на жизнь литературным трудом. Вскоре он знакомится с Александром Алексеевичем Ханжонковым, который предлагает молодому автору сотрудничество в журнале «Вестник кинематографии». Через некоторое время Ханжонков делает полюбившегося ему сотрудника ответственным секретарем нового издания — литературно-художественного и кинематографического ежемесячника «Пегас», который они начинают выпускать совместно с женой в 1915 году.
Итак, Валентин Туркин, начав как журналист и кинокритик, впоследствии становится одним из первых, кто сделал кинодраматургию своей профессией, поставив перед сценарным искусством серьезные литературные задачи — в то время, как к сценариям относились как к вторичному продукту — заимствовали известные литературные сюжеты или писали в ходе съемок «на манжетах». Туркин объединяет вокруг себя профессиональных сценаристов — Натана Зархи, Олега и Бориса Леонидовых, Александра Ржешевского, Нину Агаджанову-Шутко, привлекает в кино писателей.
В 1919 году начинает преподавать кинодраматургию в школе-студии киноактёров Б.В. Чайковского. Туркин впервые придал преподаванию кинодраматургии научный, эстетический характер. Его сценарии служили образцом, его лекции, брошюры, статьи формировали теоретическую базу. Все это дает основание считать Туркина родоначальником советской кинодраматургии. С 1919 по 1921 гг. Туркин служит в рядах Красной Армии.

Афиша фильма Коллежский регистратор

Афиша фильма Коллежский регистратор

Работа в кинематографе на время прекращается, хотя он периодически пишет статьи для «Вестника кинематографии».
После демобилизации Валентин Константинович становится председателем редколлегии журнала «Кино» (вышло несколько номеров) и возглавляет первую в мире Государственную киношколу. Вскоре он назначается первым ректором созданного на базе киношколы кинотехникума (ГТК), ставшего в 1930 году, благодаря его совместно с Н.А. Лебедевым и Л.В. Кулешовым стараниям, первым в мире институтом кинематографии - ВГИК. В 1928 Туркин создает и возглавляет кафедру сценароведения в ГТК, а позднее кафедру кинодраматургии ВГИК, на которой работает до последних лет своей жизни. В 1931-33 годах Туркин руководит всем институтом. В 1938 году вышел многолетний труд Туркина «Драматургия кино» — ставшее классикой учебное пособие для сценаристов. В 1946-1953 годах преподавал в Академии общественных наук при ЦК ВКП(б). Параллельно с преподавательской и научной деятельностью Туркин успешно реализовывается как кинодраматург.

Вадим Шершеневич с автографом

Вадим Шершеневич с автографом


Фильмы по его сценариям приобретают огромную популярность, а после становятся классикой отечественного кинематографа: «Закройщик из Торжка» с молодым Игорем Ильинским в главной роли (1925 год), «Девушка с коробкой», совместно с В. Г. Шершеневичем (1), (1927 год), «Коллежский регистратор» по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (1925 год) и другие. В числе учеников Туркина много известных имён: Юрий Нагибин, Валерий Фрид, Юлий Дунский, Валентин Ежов, Будимир Метальников, киноведы Николай Крючечников, Сергей Дробашенко, Владимир Шалуновский и многие, многие другие
Умер Валентин Кон¬стантинович Туркин 10 января 1958 года в Москве. Бессменный ру¬ководитель кафедры, основоположник советской теории кинодраматургии,
он оставил большое творческое на¬следие и, самое главное, хорошо подготов¬ленные педагогические кадры для кинематографии.
Валентин Константинович был убежден, что в кино все начинается с хорошего сценария, который надо уметь выст¬роить со знанием законов драматургии, и написать хорошим литературным языком так, чтобы литературный сценарий мог быть самоценным произведением литературы.
Книга Валентина Константиновича «Драматургия кино» в свое время была настольной книгой студентов сценар¬ного факультета ВГИК. Потом она стала библиографической ред¬костью, не утратив своего значения не только в деле кине-матографического образования, но и в интеллектуальном основании искусства кино. Пережив разнообразные моды, изменявшие наши представления о формировании сюжета, канонический его строй незыблем в области жанрового кино, он, как и прежде, привлекателен для массового зри¬теля, удобен для восприятия и поэтому всегда современен. Поэтому труд Валентина Константиновича Туркина не утратил своего значения и, по-прежнему, полезен и нужен.
(По материалам, выложенным в Интернете).
Предстоит еще выяснить как попал Валентин Константинович в Подосиновец.
Любопытно, что ни в одной из биографий этот эпизод жизни Туркина не отмечен.

Примечания:

(1)Шершеневич Вадим Габриэлевич, родился 5 февраля 1893 года в семье профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича, известного юриста и впоследствии депутата I Государственной Думы, и оперной певицы Евгении Львовны Мандельштам (по сцене Львовой, 1869—1919), сестры адвоката М.Л. Мандельштама. Дед — казанский педиатр и организатор здравоохранения Лев Борисович Мандельштам. Родители расстались без оформления развода, когда сыну было семь лет, и он в дальнейшем жил с матерью.
С 1907 года Вадим жил в Москве и учился в частной гимназии, основанной Л.И. Поливановым. В этой гимназии ранее учились Валерий Брюсов, Андрей Белый, Сергей Михайлович Соловьев. В одном классе с Вадимом учился шахматист Александр Алехин. В Московском университете Вадим учился сперва на математическом факультете, а потом на историко-филологическом факультете. Некоторое время он стажировался в Мюнхенском университете.

Мандельштам,_Михаил_Львович

Мандельштам,_Михаил_Львович

Писать стихи Вадим начал еще в гимназические годы, пробуя разные манеры. В первых его поэтических сборниках («Весенние проталинки» (1911), «Carmina» (1013)) ощущается сильнейшее влияние мэтров символизма Бальмонта, Брюсова, Блока. Последующие сборники — «Романтическая пудра», «Экстравагантные флаконы» (оба — 1913) ненадолго сближают Шершеневича с эгофутуристами. В 1913 году вместе с Львом Заком (3) организовал футуристическую группу «Мезонин поэзии». Часто печатался под различными псевдонимами, в основном как критик: В. Гальский, Георгий Гаер, Венич, Egyx и другие.
В середине 1910-х годах участвовал в литературных диспутах, опубликовал теоретическую работу «Футуризм без маски» (1913), переводил литературные манифесты теоретика итальянского футуризма Ф. Маринетти. Претендовал на роль теоретика русского футуризма с ориентацией на Запад , то естьроль, аналогичную той, которую играл в символизме В. Я. Брюсов, что стимулировалось приятельскими отношениями Шершеневича с Брюсовым. Редактировал «Первый журнал русских футуристов» (1914), что вызвало нарекания как коллег по изданию Давида Бурлюка, Бенедикта Лившица, впоследствии назвавших Шершеневича «самовлюблённым графоманом», так и оппонентов, прежде всего группы «Центрифуга». С резким выпадом против Шершеневича выступил входивший тогда в «Центрифугу» Борис Пастернак — статья «Вассерманова реакция». Во время I Мировой войны был на фронте в качестве вольноопределяющегося. В этот период Шершеневич обретает свою манеру, в значительной части сохранившуюся и в имажинистский период. Она представлена сборником «Автомобилья поступь» и драмой «Быстрь» (оба 1916). В том же году вышел сборник статей об искусстве «Зелёная улица». В 1919 году — один из главных основателей группы имажинистов (Есение, Мариенгоф, Кусиков). Термин (в форме «имажионизм») и интерес к «слову-образу» появляется уже в футуристических работах Шершеневича 1910-х годов; связь его с англо-американским имажизмом сомнительна. В 1918 году Шершеневич публикует одно из самых значительных своих произведений — любовную поэму «Крематорий», являющуюся своего рода ответом на «Облако в штанах» Маяквского (переиздана в следующем году с подзаголовком «Поэма имажиниста»). В начале 1920-х годов издаёт книгу стихов «Лошадь как лошадь» (наиболее известная его книга), сборник поэм «Кооперативы веселья», трагедию «Вечный жид», комедию «Одна сплошная нелепость», участвует в коллективных изданиях «Коробейники счастья», «Золотой кипяток» и «Мы Чем Каемся» (конфискована из-за провокационного названия, напоминающего о московской ЧК), сборниках «Имажинисты» и журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Читает стихи с эстрады, пользуясь громадной популярностью среди московской публики. Продолжается начавшееся ещё до революции соперничество Шершеневича с Маяковским. Был председателем московского отделения Всероссийского союза поэтов (1919).

Туркин Валентин Константинович

Туркин Валентин Константинович

Для творчества Шершеневича характерно нагнетание городских метафор, тематика трагической чувственной любви,эпатаж, основанный, как и у ранних футуристов. На эстетизации безобразного и богоборческих мотивах. Бурлескные образы (интерес к клоунаде, «гаерству» устойчив для его биографии), сознательно экспериментальная «брюсовская» разработка приёмов (подчёркнутая названиями стихотворений из книги «Лошадь как лошадь» вроде «Принцип звука минус образ» или «Параллелизм тем»), принципиально декларируемый аполитизм искусства (в 1919 году арестовывался за контакты с партией анархистов). Автор теоретической работы об имажинизме «2х2=5» (1920) и сборника эссе о творчестве товарищей по группе «Кому я жму руку» (1921).
Последняя книга оригинальных стихов — сборник «Итак итог» (1926), последовательно построенная на рифмах-диссонансах. В том же году написал антиутопическую пьесу «Мещантика» (не опубликована при жизни).
Значительная часть работы Шершеневича связана с кино и театром, где работал как драматург, режиссёр, критик, сценарист, переводчик. Автор выдержавшей два издания книги «Игорь Ильинский». В 1920-1930 годы переводил на русский язык пьесы У. Шекспира, Корнеля, Сарду, немецкую поэзию (Рильке, Лилиенкрон) и французскую поэзию (включая полный перевод «Цветов зла» Бодлера), либретто популярных оперетт. Работал над книгой мемуаров «Великолепный очевидец» (несмотря на автоцензурные попытки приспособить её к условиям советской печати, издана она при жизни автора не была). Представляющие большой интерес оригинальные произведения Шершеневича 1930-х годов также опубликованы только в 1990 годы. «Цветы зла» Бодлера в переводе Шершеневича изданы впервые в 2007 году.
Осенью 1941 эвакуировался на Алтай. Участвовал в литературных концертах на оборонных заводах и в военных госпиталях Барнаула, писал тексты для агитационных плакатов. Скончался после тяжёлой скоротечной болезни (двустороннего туберкулёза лёгких) 18 мая 1942 года в Барнауле. В фондах Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая имеются материалы о барнаульском периоде жизни поэта.
(По материалам, выложенным в Интернете)

(2)Мандельштам Михаил Львович родился в 1866 году в Казани (по другим данным, в Кролевце Черниговской губернии) в семье детского врача Льва Борисовича Мандельштама (1838 — 1901), приват-доцента кафедры детских болезней Казанского университета и казанского губернского врачебного инспектора. В 1883 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, в котором познакомился с А.И. Ульяновым. За участие в «добролюбовской» демонстрации был исключён из университета и в 1886 году выслан в Казань.
Начал руководить кружками студентов. В 1887 году сдал экстерном экзамены в Казанском университете и получил диплом со званием кандидата прав, но после студенческой сходки того же года был выслан в Симбирск с запрещением проживать в университетских городах. Начиная с зимы 1888—1889 годов, начал нелегально приезжать в Казань и руководить деятельностью кружков. Преподавал в них политэкономию и знакомил слушателей, среди которых были Владимир Ульянов и Александр Стопани, с работами Карла Маркса. В 1887 году в Симбирске стал помощником присяжного поверенного, где практиковал до 1890 года. Затем, вернулся в Казань, где продолжил заниматься адвокатурой до 1903 г., а затем переехал в Москву. В 1891 году стал магистрантом политической экономии университета.

Депутат городской Думы, член юридической комиссии при городской управе, член попечительского совета Дома трудолюбия, руководитель Общества изящных искусств.
В 1902 году стал присяжным поверенным, с 1903 года практиковал в Москве.
В октябре 1905 года стал членом ЦК Конституционно-демократической партии.
Известен защитой обвиняемых по политическим делам. Выступал адвокатом Н.Э. Баумана, Г.А. Гершуни. 5 апреля 1905 года на процессе члена Боевой организации эсеров И.П. Каляева в Особом присутствии Правительствующего сената Мандельштам заявил о том, что «правительство само толкает людей на террор», ибо своим деспотизмом и жестокостью разжигает в стране «всеобщее недовольство». После 1917 года покинул Россию, жил в Париже, с 1922 года в Берлине, потом снова вернулся в Париж.
7 мая 1928 года был принят в Московскую губернскую коллегию защитников.
9 июня 1938 года в возрасте 73 лет был арестован и 5 февраля 1939 года умер в Бутырской тюрьме «от упадка сердечной деятельности». 19 февраля 1939 был исключён из Московской областной коллегии адвокатов посмертно.
Был женат на актрисе Ольге Александровне Голубевой.

(3)Лев Зак, родился в 1892 году в типичной еврейской семье, его отец был владельцем преуспевающей нижегородской аптеки. Лев - двоюродный брат философа С.Л. Франка. Художественное образование получил в 1905–1910 годах в частных студиях Ф.И. Рерберга и И.И. Машкова. Параллельно изучал античную литературу в Московском университете, интерес к которой сохранил на многие годы. С 1908 до 1917 год (с перерывами) участвовал в выставках Московского товарищества художников. В Москве учился в гимназии при Лазаревском институте восточных языков, где познакомился с Романом Якобсоном. Они сошлись на почве любви к слову: Якобсон станет крупнейшим лингвистом и литературоведом XX века, Зак же пронесет эту страсть через всю свою жизнь. В годы учебы на историко-филологическом факультете Московского университета он был одним из организаторов литературного кружка эгофутуристов «Мезонин поэзии». Студент не только оформлял поэтические сборники приятелей, но и сам писал стихи. Печатался под псевдонимом М. Россиянский, выбранным в честь деда. В живописи и в поэзии Леон Зак пользовался сходными средствами. Писал, как сам говорил, «мешая слова с тишиной»: «В хорошей картине должно быть мало слов». В 1920 году вместе с женой и дочкой Зак бежал из России: сначала в Константинополь, оттуда в Рим, затем во Флоренцию, где встретился с художниками Филиппом Гозиасоном и Вольдемаром Бобермаром, которые позже в Париже станут его единомышленниками и друзьями. В Европе он начинает получать все больше заказов именно как художник. В Берлине оформляет балеты для антрепризы «Русский романтический театр Романова», в Париже активно сотрудничает с местными галереями и много выставляется: на Осеннем салоне, на Салоне независимых, а также принимает участие в групповых выставках в Амстердаме, Брюсселе, Праге. В 1930 году Леон Зак присоединился к группе так называемых парижских неогуманистов — убежденных противников кубизма. На этом этапе он все еще хранит верность фигуративности и отдает предпочтение изображению человека. В 1938 году принял французское подданство. В годы оккупации Парижа немецкими войсками скрывался в деревне под чужим именем. В 1943 году создал декорации и костюмы к постановкам «Стенька Разин» А.К. Глазунова и «Князь Игорь» А.П. Бородина, осуществленными Новыми балетами Монте-Карло. Уже с 1946 года в его творчестве все отчетливее просматривается поворот к абстракции. Черные штрихи искажают лица, человеческие фигуры становятся фигурами геометрическими. С геометрическими абстракциями на полихромном фоне Зак будет работать вплоть до середины 1950-х годов, но и на этом не остановится. Постепенно строгие формы начнут округляться и становиться все более чистыми и лиричными. Именно лирическим абстракциям — визитной карточке заковского стиля — предоставлено центральное место на выставке в галерее «Здесь». Помимо них, будут показаны ранние портреты и жанровая композиция 1930-х годов, архивные фотографии. «Для меня все начинается со свободы, — говорил Леон Зак. — Правда, свобода, которую мы любим, так просто не дается». Он шел к ней всю свою жизнь. В послевоенные годы стал популярным иллюстратором. В 1945–1948 годах оформил книги:«Трагедии» Д'Обиньи, «Сонеты» П. Ронсара, «Безумный поэт» П. Эммануэля, «Федра» Ж. Расина, «Сочинения», «Озарения», «Сквозь ад» А. Рембо, «Сочинения» П. Верлена, «Цветы зла» Ш. Бодлера. Умер 30 марта 1980 года.

Александр Рашковский, краевед, 10 июля 2017 года.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
,
Сайт размещается на хостинге Спринтхост