Что должны знать, помнить и учитывать все, кто готовит проекты законов и нормативных актов

Непродуманность многих наших законов и нормативных актов стала уже общим местом. Вот с 1 марта у нас в Кирове начал действовать новый порядок получения льгот на проезд для пенсионеров. Если у пенсионера в семье доход на 1 человека превышает 11.400 рублей, то он лишается права на льготу. А если этот пенсионер живет один и его пенсия 11.500 рублей, а он страдает сердечными заболеваниями и половина его пенсии уходит на лекарства? Кроме этого если есть еще масса вопросов, которые говорят о полной непродуманности нормативного акта.

Взять хотя бы то, что в Москве у пенсионеров вообще бесплатный проезд, хотя, к примеру, наша кировская пенсионерка, проработавшая всю жизнь в литейном цехе нисколько не хуже московской пенсионерки.
Поэтому и решил опубликовать выдержку из лекции замечательного юриста Александра Ивановича Чупрова, которая не потеряла своего современного звучания и сегодня. Ее полезно знать не только тем, кто учится на юриста, но и всем юристам, работающим на поприще создания проектов законов и нормативных актов.
Из вступительной лекции, читанной профессором Александром Ивановичем Чупровым (1) на I курсе юридического факультета Московского университета в 1897 году:

«Успехи общественной жизни всюду зависят от образа действий мыслящего меньшинства, так как человеческая мысль есть, в сущности, единственный двигатель прогресса.
Вы, по самому ходу избранной специальности призваны влиять на ход общественной жизни: в качестве будущих юристов вы готовитесь водворять в окружающей среде правду и справедливость.
Если человек имеет просвещенные взгляды и твердые убеждения, т о куда бы ни забросила его судьба, он повсюду будет источником света и добра.

Для этого у вас в руках есть только одно средство: употребить все усилия, чтобы извлечь из университета все, что возможно.

Помните, что это время сеяния, плодами которого вы будете продовольствоваться всю жизнь.
Стоит только вступить в жизнь, и вас тотчас же опутает целая сеть новых забот и отношений.
Чем дольше живешь, тем больше проникаешься убеждением, что для образованного человека единственно верное средство прожить счастливо жизнь заключается в том, чтобы создать себе сильный духовный интерес, прочную привязанность к какому-то роду наук и искусств. Если человеку удастся достигнуть этого, он будет и сам счастлив и доставит благополучие окружающим. Его жизнь будет светла и радостна среди самой скромной и скучной обстановки, потому что он носит источник благополучия не вне, а внутри себя.
Человеческое общежитие есть один из сложнейших фактов, с которыми только имеет дело человеческая мысль.
Каждое из тех миллионов живых существ, которые только входят в состав общества, имеет свои особые черты, физические и духовные, и свою особую историю.

Чупров Александр Иванович

Чупров Александр Иванович

Если мы окинем взором область человеческих действий, то увидим, что девять десятых их имеют прямое или косвенное отношение к борьбе за существование.
Как ни различны между собой погоня за зверем, уборка хлеба, наблюдение за машинами или счет чужих денег в банке, но все эти разнообразные действия имеют то общее, что представляют собой ряд усилий, направленных к удовлетворению материальных потребностей человеческого организма.
Степень успеха в борьбе за существование и вид, который она принимает, налагают свой отпечаток на разные другие стороны жизни человека.
Земледелец и фабричный рабочий, фермер и лендлорд, мелкий торговец и крупный негоциант не только живут, но и мыслят и чувствуют настолько различно, что представляются как бы людьми разных наций.
От тех же причин во многом зависит и политическая сила государства, и его способность служить культурным целям.

Большим или меньшим богатством народа обуславливается не только внешнее могущество государства, но и его способность духовные блага – просвещение, науку и искусство.
Эта связь с общим состоянием культуры во все времена обуславливает великое значение материальных интересов.
Таким образом, для каждого образованного человека, который хочет понять явления своего времени, становится обязательным знакомство с экономией народа.
Для понимания правовых отношений нужны экономические знания.
Лишь ясное понимание интересов общества, в ряду которых столь видное место занимают материальные, может предупредить бесцельную ломку народной жизни и обеспечить благотворность предпринимаемых реформ.
Нельзя, наконец, не обратить внимания на особую важность теории экономических интересов в нашей стране.
Мы бедны при изобилии естественных богатств.
Проникающее образование ставит высокие задачи и идеалы, а недостаток средств тормозит попытки к их достижению.

Повсюду, в любом уголке страны, на любой странице периодических изданий, вы ежеминутно натолкнетесь на вопросы, связанные с материальными интересами.
Задача каждого образованного человека – внести посильную лепту в их решение.
Но одним посещением лекций и чтением книг ограничиваться нельзя. Нужно научиться самостоятельно работать. Нужно обрести умение отыскивать истину, а не только пассивно усваивать то, что сделали другие. Самостоятельные работы вас познакомят с теми путями, которыми шла творческая научная мысль, и сделают вас способными внести вклад в науку.
Идеал состоит в том, чтобы ни один день не пропадал бесплодно, чтобы каждый день давал какую-нибудь прибавку к сумме ваших знаний».
Чупров А.И. Курс политической экономии. М.: Издательство Московского университета, 1911, с.V-XIII.
И еще А.И. Чупров писал:

«Одним из самых вредных последствий господствующей у нас системы недоверия к общественным силам является невозможность своевременного удовлетворения народных потребностей.
При этой системе насущнейшие нужды остаются неудовлетворенными не только годами, но и десятилетиями. Ревнивая к власти и подозрительная бюрократия всячески тормозит попытки органов самоуправления и частных лиц, а сама, между тем, не хочет или не умеет сделать то, что нужно.
Мы остановимся на одном очень ярком примере.
Кто не знает, что наше крестьянство опутано сетями самого беспощадного ростовщичества?
Кому неизвестно, что невозможность достать в нужное время десяток другой рублей отдает наше сельское в рабскую кабалу заимодавцам всех наименований и отнимает громадную долю того ничтожного заработка, который наш крестьянин, при своей безграмотности и технической беспомощности, имеет от земледелия и промыслов?

Министерство внутренних дел в своей записке свидетельствует, что нередки случаи займа денег под 10и более процентов в месяц (попадаются и данные о выдаче займов под 1000 и белее процентов в год – А.Р.), причем заем обеспечивается не только сельскохозяйственным инвентарем, но даже землей.
Почти с самого своего открытия земства начали ходатайствовать перед правительством, о дозволении организовать кредитные предприятия в той или иной форме.
Ни одно из них не было удовлетворено.
Длинная история сношения земств с правительством по вопросам кредита окончилась знаменитым законом 27 апреля 1898 года «О ликвидации участия земских учреждений в кредитных установлениях».
Дальше идти некуда!».

Творцы кооперации и их думы. М.: Издание Всероссийского центрального союза потребительских обществ, 1919, с.86-88.

Примечания:

(1) Чупров Александр Иванович, родился 6(18) февраля 1842 года в городе Мосальске Калужской губернии. Отец — протоиерей Иоанн Филиппович Чупров. Закончил духовную семинарию, обучался в духовной академии, откуда перешёл на юридический факультет Императорского Московского университета, по окончании (1866) — стипендиат кафедры политической экономии и статистики. После завершения зарубежной командировки вёл курсы политической экономии (с 1874 года) и статистики (с 1876 года). Магистерская диссертация «Железнодорожное хозяйство. Его экономические особенности и его отношение к интересам страны» (1875), докторская диссертация «Условия, определяющие движение и сборы по железным дорогам, валовой доход и его факторы. Количество товарных грузов», где выдвинул план выкупа частных железных дорог государством. В качестве специалиста работал в комиссии графа Баранова по исследованию железнодорожного хозяйства России. В комиссии В.К. Плеве по исследованию причин падения цен на сельскохозяйственные продукты. Итогом ее стала работа «Упорядочение тарифов по перевозке хлебных грузов» (1889).
Организатор Московского Общества распространения технических знаний (1868). Активный участник съездов по техническому и профессиональному образованию. Деятель земского движения, сторонник развития земских профессиональных школ. Председатель статистического отделения Московского юридического общества (1883), ставшего центром земских статистиков. Один из организаторов переписи Москвы (1882).
Выйдя в отставку, проживал за границей, главным образом в Мюнхене. Умер в 24 февраля (8 марта) 1908 года.

Известный русский критик и фельетонист Александр Валентинович Амфитеатров писал о нем: «Назвать его «профессором политической экономии и статистики» значит для ушей москвича - не сказать ничего. Значение Александра Ивановича в Москве было настолько разнообразно, настолько шире обязанностей и возможностей официальной его профессии, что, вне всяких сомнений, несмотря на весь блеск тридцатилетней чупровской профессуры, Чупров как личность, просто Чупров, всегда заслонял Чупрова-профессора. Я имел честь и счастье знать А.И. Чупрова с тех пор, как помню самого себя: он мой родной дядя, брат моей матери и мой крестный отец. Вся моя школьная юность прошла под его контролем и влиянием. Во всем и всегда вижу я Александра Ивановича одним и тем же: восторженным идеалистом, энтузиастом западного прогресса, носителем и апостолом деятельной любви к ближнему. Чупров сжег жизнь свою, как человек-факел, пылавший путеводным маяком для странников, блуждающих в темной житейской ночи. Возвышенный и светлый, сиял он над болотным миром русской обывательщины и без устали нагибался и простирал руки со скалы своей, чтобы поднимать на свой уровень слабых, усталых, оробевших, отчаянных. Звучал он мне из тех же уст с кафедры, на которую, при громе аплодисментов, полной настолько, что некуда упасть яблоку, Большой Словесной аудитории, вошел Чупров, уже ординарный профессор, чтобы поздравить нас, первокурсников, с приобщением к alma mater и объяснить нам великое значение университетского периода в жизни русского человека.Незабвенная лекция!

Даже двадцать пять лет спустя я не утратил ее волнующего впечатления. Уже старая истина, что наиболее логические русские головы вырабатывались в семинарских бурсах, поднимаясь из мертвечины их, точно пышные цветы, вскормленные могильным прахом. Еще недавно я нашел толстую тетрадь 1860-х годов, мелко исписанную рукою моего отца: оказалось – «Что делать?»! Как первый ученик семинарии, А.И. Чупров предназначался в духовную академию, но - не без семейной борьбы - поступил в Московский университет. Кажется, значительную роль, как в этом решении, так и в существовании его, сыграл именно мой отец. Сам обреченный надеть рясу не слишком-то по собственному желанию, он употребил все усилия, чтобы спасти от нее, по крайней мере, своего любимого ученика и друга. А.И. Чупров не раз говорил мне, что всею своею литературною закваскою и подготовкою он обязан отцу моему. Отсюда, может быть, началась та странная гармония позитивизма убеждений и научных взглядов с восторженным идеализмом действия, которою определялась общественная и этическая физиономия А.И. Чупрова на всех дальнейших ступенях его развития. Александр Иванович Чупров прожил на свете 66 лет, но ему никогда не было больше двадцати. Красивая чистота быта и ясное жизнерадостное миросозерцание «консервировали» его не только в моральной, но, в некоторых отношениях, даже и в физической юности. Он сохранил взгляд, голос, жест, походку, прямой стан молодого человека.

Когда в последний раз я видел его в Мюнхене, он заводил меня по городу до совершенного изнеможения. Я еле дышу, а старик бежит себе да бежит вперед, да еще и попрекает: - Этакий ты, братец мой, слон, можно сказать, а устаешь! Стыдись, несчастный! Я не видал в практическом, не книжном, примере жизни более последовательной, чем жизнь А.И. Чупрова, более гармонической в слове и в деле. В теории и в практике, на кафедре и в живой прикладной деятельности, в газетной статье и дома, в книге и на улице - он всегда являлся усердною сестрою милосердия, добровольно трудящеюся при общественных недугах. Когда обстоятельства вынудили его переселиться за границу, не только университет, не только бесчисленные общества и комиссии, душою которых он был, - вся Москва почувствовала себя осиротевшею. Ни одно искренно-благотворительное или просветительное начинание за тридцать лет московской жизни не обошлось без непосредственного или косвенного участия Александра Ивановича. И номинально участвовать он не умел, а, что называется, впрягался в хомут и вез. Как он успевал всюду быть и все, взваленное себе на шею, приводить в движение и исполнение - прямо непостижимо бывало. Смерть снимет завесу молчания с деятельности Александра Ивановича, которую он всегда скрывал настолько тщательно, что уж именно левая рука не знала, что делала правая. Речь идет об его частной благотворительности, материальной и нравственной.

Бесчисленны жертвы, которых он своею помощью или ходатайством выручал из тисков нужды, цепей невежества и несправедливых притеснений. В тяжелое, противоречивое время 1880-х и 1890-х годов, на могилах раздавленных революционных порывов и осмеянных конституционных надежд, в обществе сердитом, но не сильном, не очнувшемся от реакционного разгрома, хилом, истерическом, совершенно не готовом к освободительной работе, были необходимы и дороги деятели-успокоители, экономы и сберегатели сил. Чупров играл именно такую роль в среде передовых восьмидесятников. Всегда мягкий, всегда ровный, всегда враг крайностей и эксцентричных выходок, он умел и не боялся являться умиротворителем даже в моменты самых бешеных кризисов, когда казалось - кончено: осталось человеку две дороги - либо преступление и острог, либо больница для умалишенных. Особенно умел он влиять на молодежь. Бывало, иной юноша криком кричит от зрелища людской неправды, на стену лезет от негодования, измучился, изволновался, взвинтил себя, - хоть самому на нож, лишь бы неправду на нож! - и не остановить его от напрасной преждевременной жертвы ни убеждением, ни грозою. А - глядишь - побеседовал он с Чупровым, выплакал ему всю свою «общественную истерику» и выходит от него задумчивый, тихий, спокойный, ждущий: с прежнею боевою готовностью на жертву самим собою, но с новою выдержкою характера, - дрессированный на партийное терпение, дисциплину и стойкость. Много матерей молит Бога за Александра Ивановича, потому что много горячих голов спас он своим словом и ходатайством на краю неминучей преждевременной гибели и, направив их своим ласковым, разумным влиянием в русло спокойного и рабочего прогресса, сохранил их целыми и полезными как для самих себя, так и для русского общества.

Да, был человек без врагов, но с друзьями! И кто дружился с Чупровым однажды, тот дружился уже на всю жизнь. Я знаю случаи, когда отношения Александра Ивановича с друзьями его прерывались невольными разлуками на целые десятилетия, нисколько не теряя от того своей красивой свежести и прочности. Бывало и так, что изменившиеся обстоятельства или лагерная рознь прекращали возможность приятельской близости, надобность встреч, бесед, общения, переписки. Но тайное тепло дружбы не угасало и - чуть являлась возможность - вспыхивало из-под многолетнего пепла живым и радостным пламенем. Под конец жизни А.И. Чупров видел многих товарищей своей молодости отошедшими от знамени, которое когда-то они вместе поднимали и несли в бой. Он негодовал, скорбел, но не умел казнить... Если Чупров не умел терять даже разномыслящих приятелей, то легко представить себе, как тесно слагалась и укреплялась годами связь его с теми из друзей, что жили с ним общим образом мыслей, одинаковыми надеждами и идеалами. По своей специальной науке Чупров печатал сравнительно немного, зато все издания его высоко ценятся специалистами и, путем многократных переводов, вошли в состав европейской экономической литературы. Отличительные достоинства чупровских печатных работ - красноречивые сжатость, строго логическое построение и легкость языка. Так точно и с кафедры - его слова быстро и солидно запоминались, ложась в память ясною оживленною системою. Смерть Александра Ивановича невольно заставляет вынуть из библиотеки и повторить кое-что старое, им созданное.

Александр Рашковский, краевед, 8 марта 2015 года.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Сайт размещается на хостинге Спринтхост