Из прошлого Слободского уезда Вятской губернии.

В том числе и о дорогах…

Федор Петрович Корнилов (1), путешествующий по Слободскому уезду Вятской губернии в 1839 году, оставил очень интересные статистические заметки, опубликованные в «Журнале Министерства внутренних дел»:

«Установленный с давних времен крестный ход с иконой Святого Великомученика Георгия Победоносца из села Волково Слободского уезда в Вятку, в день Преполовенья (2), служит поводом к особенным народным обрядам.
Обратное шествие иконы, замедляемое усердствующими на пути поселянами, случается всегда ночью. На встречу иконы собираются в полторы версты от села, у расположенной на открытом месте часовни (3), толпы ближайших и дальних поселян, ведя за собой лошадей. При появлении иконы толпа освещается зажженными восковыми свечами: одни держат их в руках, другие прикрепляют к уздечке и седлам.
После молебствия, совершаемого при этом в часовне, освещенный поезд сопровождает икону до самой церкви.
Старожилы помнят, что в церкви села Волково(4) хранились стрелы, в воспоминание набегов, деланных ВОТЯКАМИ на первые русские селения, к числу которых относится и село Волково.
Стрелы эти имели будто бы целебную силу.

Город Слободской

Город Слободской

В 1837 году, по распоряжению Министра финансов, учреждена при Павловском казенном винокуренном заводе (5) ОБРАЗЦОВАЯ ФЕРМА для распространения между крестьянами посева картошки и для показания способов его обработки. Под ферму было отведено 10 десятин земли из принадлежащих заводу дач.

Грунтовые цветы в ПУБЛИЧНОМ САДУ, находящемся в городе Слободском, произрастают во множестве и с успехом.

Город Слободской

Город Слободской

Город Слободской славится своими медниками. В нем считается домашних заведений медных дел 14, при коих мастеровых и рабочих из мещан – 34.
Они куют всякую посуду и отливают подсвечники, безмены, замки и т.д.
Красную медь получают с Нижегородской ярмарки и, отчасти, с Сибирских заводов.

Город Слободской

Город Слободской

Отличное состояние трактов на протяжении их по Слободскому уезду, особливо Пермского и Кайгородского, доказывает, что Вятская губерния, по справедливости, славится своими дорогами. Поддержание их составляет натуральную повинность, разверстываемую между жителями посредством раскладки на законном основании».
Корнилов Ф.П. Слободской уезд Вятской губернии в 1839 году – «Журнал Министерства внутренних дел», 1843, №12, с.414, 427, 457, 466. (6).

Медные подсвечники

Медные подсвечники


Примечания:

(1)КОРНИЛОВ Федор Петрович, родился 7 марта 1809 года в местечке Домбровицы Волынской губернии в семье генерал-лейтенанта П. Я. Корнилова, участника в Суворовских походах и Отечественной войне и воспитывался в благородном пансионе Императорского Царскосельского Лицея. По окончании курса в этом заведении с серебряной медалью, он начал свою гражданскую службу с 17 октября 1829 года в канцелярии Комитета Министров. Здесь он прослужил до 8 декабря 1830 года, когда поступил в число чиновников при директоре Департамента Податей и Сборов. В январе 1838 года, он был назначен непременным членом Вятской комиссии народного продовольствия, Вятского губернского статистического комитета, Вятского оспенного комитета и Вятского комитета земских повинностей. Затем, с 8 января 1844 года, Федору Петровичу пришлось служить в Петербурге начальником Департамента Общих Дел при Министерстве Внутренних Дел, пока граф А. А. Закревский, назначенный московским генерал-губернатором, не пригласил его на должность правителя своей канцелярии (с 30 октября 1848 года). На этом месте покойный пробыл более десяти лет и к началу шестидесятых годов снова возвратился в Петербург и, как состоявший при Министерстве Внутренних Дел, принял участие в разработке крестьянской реформы. Позже он служил в Комитете Призрения заслуженных гражданских чиновников и в Императорском Человеколюбивом Обществе, а с 1875 года был назначен членом Государственного Совета.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

По отзыву лиц, знавших покойного, Федор Петрович во всю свою многолетнюю службу являлся неутомимым деятелем и симпатичным русским человеком. Еще в 1848 году известный писатель В. И. Даль так отзывался о нем в письме к Погодину: «Корнилов человек весьма хороший. Вы найдете в нем очень образованного, умного, любознательного и благородного человека» («Жизнь и труды Погодина», Н. Барсукова, кн. IX, с. 333). («Московские Ведомости», 1895, № 233).
Умер 24 августа 1895 года, по пути в Крым, на последней станции перед Харьковом, внезапно скончался в вагоне курьерского поезда.

Троицкая церковь в селе Волково вечером

Троицкая церковь в селе Волково вечером

(2)Название праздника – Преполовение – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи. Отмечается в среду 4-ой седмицы (недели) после Пасхи. Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил.
(3) Не сохранилась
(4)История Свято-Троицкой церкви села Волково началась с чуда. По преданию, храм хотели построить на угоре – самом высоком и видно месте. Для его освящения туда принесли список Казанской иконы Божией Матери. Но, к утру, икона оказалась в нескольких километрах в стороне, в низине на месте древнего кладбища. Икону возвратили, но она снова оказалась на старом месте. Та же история повторилась и в третий раз. Наконец, когда строители по ошибке привезли строительный лес не на угор, а на старое кладбище, жители села уразумели, что в строительстве храма надо руководствоваться Божьей волей. А лес на угоре, в память об этом событии, до сих пор называется «Церковник». В 1772 году Епископ Вятский Варфоломей (Любарский) выдал храмозданную грамоту на построение каменного храма во имя Святой Троицы. С тех пор и ведет свою историю каменная церковь села Волково, вызывающая восхищение по сей день. Подробно об этом каждый входящий в нее может прочитать на надписи, сделанной «для памяти людям любознательным усердием местного жителя села Волково Петром Филипповичем Хрулевым (1820-1874)». В одном комплексе с храмом были церковно-приходская школа и каменный двухэтажный дом для священнослужителей и клира.
http://rodnaya-vyatka.ru/places/45000

Церковь села Волково до революции

Церковь села Волково до революции

(5)Труд французских военнопленных использовался также на казённых винокуренных заводах Вятской губернии. В течение февраля 1813 – апреля 1814 годов на Павловский винокуренный завод в Слободском уезде было отправлено 64 человека, на Аштранский завод в Яранском уезде – 60 человек, на Чернореченский завод в Орловском уезде – 15 человек. Посылались военнопленные и на частные винокуренные заводы. Так, на завод Юшкова было отправлено 6 человек, а на Никулинский завод Наумовых – 36 человек.
http://human.snauka.ru/2014/02/6097

(6) Архив Федора Петровича Корнилова в Отделе рукописей РНБ (Петербург) таит в себе еще немало интересного о Слободском уезде.

Александр Рашковский, краевед, 12 июня 2016 года.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Один комментарий на “Из прошлого Слободского уезда Вятской губернии.
  1. Pingback: Из прошлого Слободского уезда Вятской губернии. В том числе и о дорогах… | Блоги журнала "Семь искусств"

Обсуждение закрыто.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост