Учёные выяснили, кто похоронен в степных курганах

64_bigБолее 150 лет ведутся исследования курганов в степях от Урала до Дуная. За это время археологами получено огромное количество информации о древней истории, а музейные коллекции наполнились яркими находками. Погребения в степных курганах делались на протяжении 6 тысячелетий, от появления первых курганов в 5-м тысячелетии до н.э. и до распространения ислама среди кочевников степей.

Совершенно точно установлено, что в эпоху раннего железного века (VIII в. до н.э. - IV в. н.э.) и Средневековья (V — XV в. н.э.) в курганах хоронили представителей знати и воинов. Такое погребение было почётным, его удостаивались прежде всего цари, вожди и герои, их сопровождали богатые дары, оружие, украшения, амфоры с вином. Кроме того, часто находят погребения женщин и детей — они, судя по сопровождавшим их вещам, относились к служителям культа, детям и жёнам знати, а часто — были принесены в жертву. Многое об обычаях древних народов мы знаем из трудов древнегреческих историков, особенно Геродота.

Но иначе дело обстояло в бронзовом веке (V тыс. до н.э. - I тыс. до н.э.). В эту эпоху курганные погребения достаточно многочисленны, однако бедный или вовсе отсутствующий инвентарь мало соотносится со знатным положением погребённых. В то же время невозможно представить, что в курганах погребены все члены общества. Убедительное объяснение этого факта предложил известный воронежский археолог, профессор Арсен Тигранович Синюк в статье «К оценке результатов использования курганных погребений эпохи бронзы в палеодемографии».

По его подсчётам, под курганами хоронилась едва ли десятая часть населения. Ведь если предположить, что в курганах погребены все члены общества, то за сезон трудозатраты сообщества, возводившего курганы, должны были составлять 3 000 человеко-дней, то есть мужчины на протяжении всей жизни каждый сезон должны были более двух месяцев заниматься исключительно возведением курганов! Такое общество было бы обречено на вымирание от голода.

Очевидно, что на захоронение под курганом могли претендовать лишь выдающиеся представители общества и их ближайшее окружение. Распространение курганного обряда связано прежде всего с обожествлением личности вождя, жреца, жреца-вождя, когда символика кургана «была направлена (как символ погребений в пирамидах) на получение умершим вечного блаженства на высшем небе».

Детальный анализ функциональных признаков самых разных категорий инвентаря подкурганных погребений эпохи бронзы (курильницы, молоточковидные булавки, флейты Пана, посохи, шилья, связки шило-нож, топоры, «ремесленные комплексы» и т.д.) позволяют относить многие погребения к сословию жрецов, а погребения с булавами, наконечниками стрел и т.д. — к кругу вождей. При этом очень часто захоронения отмечены теми и другими признаками, что вполне объяснимо, если обратиться к истории обществ Древнего Востока и Америки, устройство которых нередко приобретало теократические формы. Появление курганов на пространствах Евразии вдохновлено той же идеей, что побудила к строительству пирамид в Египте, гробниц в Месопотамии и Мезоамерике, хотя сама идея преломлялась через местную специфику природно-географической и этнической среды. А из этого следует, что курганы содержат погребения представителей высших социальных сфер — вождей и жрецов и их ближайшего окружения, а также многочисленные человеческие жертвоприношения.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Сайт размещается на хостинге Спринтхост